«Разменная монета в коррупционной схеме»

Каковы основные достижения «Бизнес-солидарности»?

-- Мы достаточно недавно организовались, в июне 2008 года. Одной из наших первых акций было привлечение внимания властей к тому, что бизнес боится арестов и что арест всегда является разменной монетой в коррупционной схеме, которую недобросовестный чиновник навязывает бизнесмену. Мы собирали подписи и писали обращение к президенту с просьбой объявить мораторий на аресты предпринимателей малого и среднего бизнеса, потому что они больше всего страдают. И президент отметил в своем послании, что такая тема существует (до этого ее как бы не было) и что правоохранительные органы должны меньше арестовывать. Сейчас он везде этот тренд повторяет. Я считаю это большим достижением, когда бизнес поднимает тему, а президент отзывается реальными действиям.
Сажают меньше?
-- Это можно увидеть по двум вещам -- по настроению и по статистике. Настроение создается словами: слово создает реальность. Когда вот эти правоохранители слышат такой сигнал, они уже понимают, что действуют не в тренде, совершают преступление, арестовывая невиновного человека. И статистика должна показать, надо смотреть по экономическим статьям -- ст. 159 «мошенничество», ст. 199 -- «неуплата налогов». По таким вещам через какое-то время можно будет оценить. Но я считаю, что климат важнее.
Еще в начале кризиса предприниматели опасались, что драть взятки будут еще с большей настойчивостью...
-- Это естественный процесс. Когда волка перестаешь кормить, он все равно хочет есть, пока не перестроится на траву. Налоговая служба ужесточает требования к налогоплательщикам, особенно к тем, у которых возникают убытки. Налоговики и Минфин считают, что убытки -- это не естественное следствие кризиса, а предприниматели сами себе их рисуют. У чиновников все еще нет кризиса, они убеждены, что он у кого-то, но не у нас. Вот отношение этой репрессивной машины, как я называю, к бизнесменам. Когда президент говорит одно: не мешайте развитию бизнеса, эти, не стесняясь, заявляют: какое развитие? Налоги платите. С чего их платить, совершенно непонятно. Но жадность чиновников будет зависеть от того, как пойдет дальше кризис. То, что происходит с западными компаниями, по нам может грохнуть еще сильнее.
Чичваркина берете под свое крыло?
-- Чичваркин -- самодостаточный персонаж. Как способ защиты он выбрал переезд за границу, что понятно. Мало удовольствия сидеть в СИЗО и ждать, когда 0,1% сработает в твою пользу.
Какие мероприятия планируете?
-- Собираем в Москве антикризисное совещание. Хотим понять, чего хочет сам средний бизнес -- торгаши-лавочники, как нас называют правоохранители. Мы сформулировали платформу бизнеса, мы ее называем «Платформа-2009». Это предложения правительству, как помочь бизнесу выжить во время кризиса. Самое удивительное, что бизнес не просит денег. Мы думаем, что самая эффективная мера -- это налоговые каникулы в условиях падения спроса и спада производства. Налоги с малого бизнеса составляют всего 10% всех налоговых сборов, остальные 90% дает крупный. Бюджетные потери неизбежны, но сумма будет все равно меньше, чем уже раздали олигархам по спискам. Это будет и антикоррупционной мерой. Чиновникам будет некуда ходить и нечего собирать.
Другая мера -- это нулевой налог для стартапов, снижение НДС. Сейчас это обсуждается в правительстве, но предлагается как выборочная мера -- только для обрабатывающей промышленности или какой-то другой. Но все изъятия рождают коррупцию.
Где гарантия, что сэкономленные деньги пустят на развитие, а не на скупку валюты?
-- Человек деятельный и активный не будет тупо сидеть на матрасе, ему все равно надо что-то делать. Надо верить своему населению, что мы умные, а не какие-то жители острова Гоа. Я открываю новую производственную линию не потому, что меня заставляют, а потому что я хочу это делать.
Законодательство создает много проблем?
-- Я в последнее время много общаюсь в аппарате Госдумы и вижу, как все делается. Например, таможня сама для себя пишет поправки в закон о таможне. Это все равно что волк напишет, как ему овец охранять. Закон приходит в Думу, и депутаты думают: черт! 150 страниц и как написано -- пункт на пункт, поправку на поправку, с ума сойти можно. Потом все это спускается к тетеньке, у которой десятки таких документов. Она должна объяснить 450 депутатам, в чем суть этих поправок. Получается полное отсутствие экспертов. Кроме того, ни у кого не возникает желания участвовать в законотворческой инициативе.
Яна Яковлева, совладелец компании «Софэкс», председатель НП «Бизнес-солидарность».
Фото: photoxpress