Несмотря на то что продажи сигарет в период кризиса страдают в последнюю очередь, около 10% курильщиков в Петербурге уже переключились на более дешевую продукцию.
Согласно исследованию Nielsen, табак оказался в числе
продуктов, на которых потребители готовы экономить в последнюю очередь.
Курильщики не склонны сокращать ни объемы потребления, ни менять привычные марки
сигарет.
Тем не менее кризис все же вносит коррективы в развитие
этого рынка. По словам ведущего эксперта по табачному рынку "Nielsen Россия"
Николая Мирош­ниченко, несколько месяцев назад приостановился процесс
переключения потребителей на более дорогие марки сигарет.
Так, доля премиального сегмента (свыше 30 рублей за пачку),
прежде активно растущая, зафиксировалась и остается с октября по декабрь
2008 года стабильной (на уровне 16,8–16,9% в натуральном выражении). Доля
дешевого сегмента до октября 2008 года снижалась, но с тех пор остается
стабильной (34,2%).
Директор по исследованиям компании "КОМКОН Санкт–Петербург"
Елена Хлюпова отмечает, что по­требительское поведение 80% курящих людей в
Петербурге не изменилось во время кризиса, однако 9% переключились на более
дешевые марки, а 6% стали покупать сигареты реже.
Читайте также:
Гастарбайтеры выкурят прибыль
Основные производители сигарет утверждают, что потребители
пока не отреагировали на кризис. Так, директор по коммуникациям,
благотворительным и спонсорским проектам группы компаний JTI в России Анатолий
Верещагин уверяет, что существенных изменений в структуре потребительского
спроса пока не наблюдается.
"Однако вполне вероятно, что может произойти смещение с
дорогих на более дешевые бренды", — прогнозирует он.
Генеральный директор ЗАО "Филип Моррис Ижора" Сергей Гуров
также отметил, что с конца 2008 года наблюдается замедление тенденции к
переходу по­требителей сигарет на более дорогие марки премиального ценового
сегмента. Глава ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин считает, что 10%
петербуржцев, переключившихся на более дешевые сорта сигарет, пока никак не
повлияют на российскую табачную отрасль.
Изменение спроса ощутили небольшие табачные магазины. В
петербургской сети «Ростабак» подчеркнули, что помимо перехода на более дешевые
сигары и табак заметно общее снижение числа покупателей. По словам Желнина,
последние несколько лет объем российского рынка сигарет оставался практически на
одном уровне.
Лидером дешевого сегмента, который должен выиграть от
изменений в структуре спроса, является компания JTI (32%).
По­страдать же могут компании Philip Morris (43% в премиальном
сегменте) и BAT (51% в самом высоком — престижном сегменте).
Амера Карлос