Курильщики отреагировали на кризис

Автор фото: "ДП"

Несмотря на то что продажи сигарет в период кризиса страдают в последнюю очередь, около 10% курильщиков в Петербурге уже переключились на более дешевую продукцию.

Согласно исследованию Nielsen, табак оказался в числе продуктов, на которых потребители готовы экономить в последнюю очередь. Курильщики не склонны сокращать ни объемы потребления, ни менять привычные марки сигарет.
Тем не менее кризис все же вносит коррективы в развитие этого рынка. По словам ведущего эксперта по табачному рынку "Nielsen Россия" Николая Мирош­ниченко, несколько месяцев назад приостановился процесс переключения потребителей на более дорогие марки сигарет.
Так, доля премиального сегмента (свыше 30 рублей за пачку), прежде активно растущая, зафиксировалась и остается с октября по декабрь 2008 года стабильной (на уровне 16,8–16,9% в натуральном выражении). Доля дешевого сегмента до октября 2008 года снижалась, но с тех пор остается стабильной (34,2%).
Директор по исследованиям компании "КОМКОН Санкт–Петербург" Елена Хлюпова отмечает, что по­требительское поведение 80% курящих людей в Петербурге не изменилось во время кризиса, однако 9% переключились на более дешевые марки, а 6% стали покупать сигареты реже.
Основные производители сигарет утверждают, что потребители пока не отреагировали на кризис. Так, директор по коммуникациям, благотворительным и спонсорским проектам группы компаний JTI в России Анатолий Верещагин уверяет, что существенных изменений в структуре потребительского спроса пока не наблюдается.
"Однако вполне вероятно, что может произойти смещение с дорогих на более дешевые бренды", — прогнозирует он.
Генеральный директор ЗАО "Филип Моррис Ижора" Сергей Гуров также отметил, что с конца 2008 года наблюдается замедление тенденции к переходу по­требителей сигарет на более дорогие марки премиального ценового сегмента. Глава ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин считает, что 10% петербуржцев, переключившихся на более дешевые сорта сигарет, пока никак не повлияют на российскую табачную отрасль.
Курильщики реагируют на кризис Курильщики реагируют на кризис
Изменение спроса ощутили небольшие табачные магазины. В петербургской сети «Ростабак» подчеркнули, что помимо перехода на более дешевые сигары и табак заметно общее снижение числа покупателей. По словам Желнина, последние несколько лет объем российского рынка сигарет оставался практически на одном уровне.
Лидером дешевого сегмента, который должен выиграть от изменений в структуре спроса, является компания JTI (32%). По­страдать же могут компании Philip Morris (43% в премиальном сегменте) и BAT (51% в самом высоком — престижном сегменте).
Амера Карлос