Индийская народная сказка

Индия. Невероятно дешевый индийский автомобиль TATA Nano уже более года интригует мир возможностью приобрести личное средство передвижения всего за $2,5 тыс.

Между тем серийное производство этой машины до сих пор не началось, хотя было запланировано на конец 2008 года.
Воочию автомобиль можно было увидеть на крупных мировых автошоу, но только в статике.
Опытные экземпляры TATA Nano на ходу тоже вряд ли кто видел, хотя на YouTube есть пара любительских роликов, якобы запечатлевших дорожные испытания самого дешевого автомобиля в мире. Но изображение машины в этих роликах настолько размыто, что неясно, TATA Nano это, другой компактный автомобиль или попросту продукт видеомонтажа.
На смену скутеру
Впрочем, на том же YouTube выложена видеореклама Tata Nano, предназначенная для индийского рынка. Несколько роликов объясняют, почему новый автомобиль должен стать настоящей находкой для индийцев.
В центре этих рекламных мини-фильмов -- жители Индии, пользующиеся мотороллерами и, как следует из роликов, испытывающие из-за этого массу неудобств. Складывается ощущение, что, по мысли разработчиков рекламной кампании, именно TATA Nano должна стать главной альтернативой мотороллеру. Особенно для тех индийцев, социальный статус которых уже слишком высок, чтоб разъезжать на скутерах, но доходы которых пока не позволяют им приобрести машину дороже $2,5 тыс.
«...Не каждую свою мечту ты можешь воплотить, -- такие титры на английском сопровождают фотографию мотороллера, на котором сидит индиец с тремя детьми. -- Но есть кто-то, кто понимает твою мечту». И вскоре после этого на экране начинают появляться фотографии сияющей TATA Nano.
Зеркало -- роскошь
TATA Nano (если он все-таки поступит в продажу) дейст­вительно рискует стать самым дешевым автомобилем в мире. Разработка индийской компании Tata, известной также как новый владелец марок Jaguar и Land Rover, представляет собой пятидверный четырехместный хетчбэк, который оснащен 33-сильным бензиновым двигателем объемом 624 см3.
Мотор отвечает экологическому стандарту «Евро-4» и потребляет всего 4,3 л топлива на 100 км пробега. В минимальной комплектации автомобиль практически пуст -- в салоне только руль, рычаг переключения передач, несколько кнопок для включения света, поворотников, дворников. За дополнительные опции, такие как, например, салонное зеркало заднего вида, необходимо платить. Но совершенно очевидно, что даже в минимальной комплектации автомобиль будет востребован в Индии и других странах с низким уровнем жизни и доходов населения.
Предпочтения дилера
Мог бы автомобиль TATA Nano появиться в России?
По сведениям некоторых отечественных интернет-порталов, которые не могут похвастаться известностью, Минэкономразвития РФ и TATA Motors в апреле минувшего года якобы подписали соглашение о намерениях, предусматривающее строительство в России автомобильного завода по выпуску самого дешевого в мире автомобиля.
Никаких официальных подтверждений этому нет. Даже петербургская компания ООО «Джип Хит» (официальный дилер TATA Motors), как стало известно «ДП», не планирует продажи модели Nano, сосредоточив свое внимание на продвижении более востребованных рынком пикапов TATA Pickup Xenon.
Статичный призрак
Как отмечает Леонид Клюев, руководитель департамента маркетинга ЗАО «Евросиб-Авто-УК», основной объем информации вокруг TATA Nano -- не более чем домыслы и кривотолки. «Мало кто видел эту машину ездящей, -- говорит Леонид Клюев. -- Более того, даже в Индии эта модель пока не производится, хотя в этой стране очередь на нее выстроится лет на десять вперед. Насколько мне известно, в России появление TATA Nano не планируется, и не думаю, что авто такого рода будут востребованы».
По мнению Сергея Максимова, руководителя службы рекламы и PR автомобильной корпорации «ГРУЗОМОБИЛЬ», которая продает транспорт TATA для грузовых перевозок, то, что подо­зрительно дешево, грозит опасностью.
«Чудес не бывает, а современные системы безопасности стоят денег. Кроме того, специфика такого автомобиля -- мнимая экономия, -- уверен Сергей Максимов. -- Купив изначально дешевый автомобиль, клиент столько же может потратить на сервис в течение 3 лет. К тому же петербургский климат и реагенты выводят из строя даже совершенные автомобили».
Братья-близнецы
Некоторые «доброжелатели» сравнивают чудо индийской автопромышленности с некогда распространенным в России автомобилем «Ока». Действительно, по своим характеристикам «Ока» во многом схожа с TATA Nano: двигатель того же объема (0,6 л), схожие габариты (3,1-3,2 м в длину и 1,4-1,5 м в ширину).
Правда, «Ока» ездит быстрее -- в документации российского автомобиля его максимальная скорость описывается как 150 км/ч, а из TATA Nano можно выжать максимум 100 км/ч.
Сейчас «Ока» стоит около $5,4 тыс. (в обновленной версии «Сити»), что вдвое дороже, чем TATA Nano.
Хотя если индийский автомобиль вдруг захотят продавать в России, то его цена­ будет значительно выше из-за высоких таможенных пошлин. Ближайший западный конкурент Nano -- популярный в России Daewoo Matiz (он же продается под названием Chevrolet Spark).
За этот пятидверный хетчбэк с мотором 0,8 л у нас просят 240 тыс. рублей, что по нынешнему курсу доллара составляет $7,2 тыс.
Для новых поколений жителей многих стран мира покупка автомобиля TATА Nano может стать заветной мечтой еще в детстве.
фото: reuters