Итальянская опера - это музыка души

Всемирную славу Лилиане Кавани принес фильм 1974 года «Ночной портье» - идейный манифест, знаменем которого стала грудь Шарлоты Ремплинг, прикрытая мужскими подтяжками. Но в Италии она известна и как оперный режиссер.

В ноябре Кавани выпустила в Михайловском театре оперу Леонкавалло «Паяцы- вторую часть веристской дилогии, которую открывала «Сельская честь. О замысле этих постановок и ближайших творческих планах режиссер рассказала в интервью «Выходному.
Госпожа Кавани, в вашем режиссерском багаже немалый запас оперных постановок. Почему именно эти две- «Сельскую честь и «Паяцев- вы представляет в Петербурге? - За свою жизнь я сделала около 20 оперных спектаклей- четыре или пять из них для театра «Ла Скала, несколько для «Парижской оперы, для других известных европейских театров. Начинала я с эксперимента- с «Войцека Альбана Берга, но затем отдала сердце итальянской классике. Я очень люблю Верди, мы с ним из одной географической области, и мне близка его музыка. Итальянская опера открывает перед нами особый мир человеческой души, прекрасный и глубокий. Мои режиссерские версии «Сельской чести и «Паяцев впервые были показаны в конце 1990-х годов на фестивале в Равенне, которым руководили Риккардо и КристинаМути.Обе эти оперы относятся к феномену веризма- направлению в искусстве конца XIXвека, когда композиторы и либреттисты обращались за сюжетами и творческим вдохновением к «правде жизни. Это очень актуально сегодня. Обе оперы базируются на событиях, имевших место в реальности. ИМасканьи, и Леонкавалло ставили перед собой задачу ввести в оперу реализм- говорить о своих современниках, простых людях, об их чувствах и переживаниях Нужно заметить, что это две самые успешные оперы этого направления. В них использованы народные мотивы- подлинная музыка души. Насколько я знаю, обе эти оперы не очень известны в Петербурге. Поэтому мы и решили представить их на сцене Михайловского театра. Мне нравится работать с русскими артистами, они очень хороши. И не только в отношении вокального мастерства, но и в том, что касается драматического таланта. Они глубоко чувствуют музыку и понимают характеры своих персонажей. При этом они очень естественны на сцене- это редкость для оперных исполнителей. Именно то, что необходимо для моих спектаклей.
После того как вы побывали в России, вам не захотелось поставить спектакль или фильм на основе какого-то русского сюжета? - Пару лет назад у меня был замысел снять фильм о последних днях Льва Толстого. Отношения с семьей, с детьми, с женой, тайное завещание, борьба за то, чтобы его произведения были общедоступными- это не только фрагменты биографии писателя, но и повод для разговора о конфликте художника и общества Это чрезвычайно интересный материал. Но меня опередили. Сейчас фильм об этом снимают американцы- там будет играть Энтони Хопкинс и Мерил Стрип. Конечно, возможности Голливуда несопоставимы с нашими Не знаю, как в России, но в Италии кинопроизводство- это дело частных компаний. Если театр серьезно поддерживается государством, то кино выживает самостоятельно.
Над чем вы работаете сейчас? - Работаю над сценариями для двух художественных фильмов. Это истории о современных людях. Один сюжет- об оркестре, о музыкантах, которые в нем работают. Второй сюжет- о жизни проституток. Мне кажется, тема проституции- очень важная и острая сегодня. И это касается не столько сексуальных отношений, сколько проблемы использования одного человека другим. Страны третьего мира поставляют живой товар в Европу, и мы спокойно миримся с этим, в лучшем случае не замечаем этой проблемы, а в худшем- являемся потребителями услуг порнотрафика. Думаю, сегодня нужно открыто говорить об этом социальном феномене, исследовать его, не замалчивать. Только так можно бороться за лучшее будущее. Я убеждена, что искусство не должно отворачиваться от жизни, предлагая людям только развлечения или положительные эмоции. Искусство должно нести функцию психотерапевта для общества, ставить диагноз и участвовать впоиске путей решения нравственных проблем. Ведь если мы будем закрывать глаза на то, что происходит на улице за дверями нашего дома, беда рано или поздно войдет и в наш дом.
«Я убеждена, что искусство не должно отворачиваться от жизни, предлагая людям только положительные эмоции. Искусство несет функцию психотерапевта для общества, ставит диагноз. Ведь если мы будем закрывать глаза на то, что происходит за дверями нашего дома, беда войдет и в наш дом.