Десятки лет жители одной шестой части суши знали о том, что надо летать только самолетами "Аэрофлота". Даже когда в стране, наконец, появились и другие авиаперевозчики, "Аэрофлот" оставался самой популярной авиакомпанией. Но в условиях финансового кризиса этот гигант вдруг уступил свой пьедестал.
Перемена мест на олимпе была
вызвана целой серии банкротств региональных авиакомпаний. Один крупный в прошлом
игрок рынка, авиаперевозчик "КрасЭйр", к примеру, обанкротился так быстро и
внезапно, что ему даже не на что было купить топливо для своих рейсов. Тысячи
людей сутками сидели в аэропортах.
В ответ на этот кризис
премьер-министр России Путин поспособствовал объединению 11 региональных
перевозчиков под крылом госкорпорации "Ростехнологии" в одну большую
авиакомпанию Russian Airlines. Сегодня у нее более 300 самолетов, против 149 у
"Аэрофлота". "Они попытаются создать конкурента "Аэрофлота", - говорит
транспортный аналитик московского банка ВТБ Елена Сахнова.
После объединения 11 авиакомпаний,
в России останется еще около 100 частных перевозчиков, образовавшихся после
развала советского "Аэрофлота" в 1992 году. Новая авиакомпания и "Аэрофлот"
контролируются государством, однако их поддерживают разные фракции в
правительстве.
"Аэрофлот" связывают с давно
лишившимися поддержки властей членами бывшей администрации Бориса Ельцина.
Компанию возглавляет его зять Валерий Окулов. Российского олигарха Александра
Лебедева, контролирующего 30% "Аэрофлота", тоже нельзя назвать любимцем
нынешнего руководства России.
Неудивительно, что у новой
авиакомпании появились могущественные покровители. 50% Russian Airlines
принадлежит правительству Москвы, а еще 50% контролирует бывший коллега Путина
по КГБ Сергей Чемезов. Юрий Лужков и Сергей Чемезов уже попросили регулирующие
органы приостановить ежегодные выплаты в $300 млн, которые иностранные
авиаперевозчики перечисляют "Аэрофлоту" за право полетов над Россией. Лужков и
Чемезов полагают, что монопольное право на эти деньги главного авиаперевозчика
страны является незаслуженным преимуществом.
Пока что "Аэрофлот" хранит полное
молчание по поводу появления на рынке могущественного конкурента.
Представители "Ростехнологий" также не ответили на письменные вопросы
по поводу своих бизнес-планов. Аналитики отрасли полагают, что новая
авиакомпания сосредоточится преимущественно на внутренних рейсах, пока не будет
готова бросить вызов "Аэрофлоту" и на международных направлениях.
По информации The New-York Times.