Если должник не идет навстречу, к нему применяют крайнюю меру

Автор фото: www.allrus.info

ДАЙДЖЕСТ. Директор Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко рассказал, что будет с должниками, которые из-за финансовых проблем не смогут платить по ипотечным кредитам и какую помощь при взыскании долгов оказывают "Одноклассники" и сотовые операторы. 

"Ъ": В Америке сейчас бывает и так, что должник возвращается домой и обнаруживает у дверей чемоданы, собранные судебными приставами. Готовы ли вы к такому повороту событий?
Н.В.: В нашем законодательстве уже сейчас предусмотрена возможность пристава проникать в жилище помимо воли его владельца, но с февраля текущего года зарегистрировано всего 23 таких факта в 19 регионах страны. Причем каждый из них был абсолютно оправдан, и никаких скандалов не было.
Говорить, что квартиру, которая была куплена по ипотеке и при продаже входит в сумму долга, мы описываем и продаем помимо воли должника, теоретически можно, но на практике пристав десять раз напомнит должнику о том, что он имеет возможность погасить долг добровольно. У должника есть масса возможностей для того, чтобы с честью выйти из ситуации. Понимаете, мы не работаем по принципу катка. Бывают ведь ситуации, когда граждане не могут расплатиться по долгам в силу того, что уровень доходов не позволяет. Поэтому мы большие надежды связываем с проектом закона о банкротстве физлиц. В этом законе предусмотрена возможность списания задолженности и применение других процедур, направленных на финансовое оздоровление. Но, если мы исчерпаем все возможности принудительного взыскания и должник не пойдет нам навстречу, не исключаю, что придется применять и крайние меры.
"Ъ": А база для таких мер есть?
Н.В.: Вопрос выселения и дальнейшего проживания должника должен рассматривать суд при вынесении судебного решения. Но мы сталкиваемся со случаями, когда в судебном решении не оговаривается вопрос предоставления выселяемым гражданам жилплощади, например, из маневренного фонда. По большому счету приставы не должны решать этот вопрос.
"Ъ": У ФССП достаточно много креативных способов воздействия на должников. Например, через "Одноклассников".
Н.В.: Я не скажу, что центральный аппарат у нас супергенератор идей. У нас регионы очень креативные. "Одноклассники" — это инициатива Красноярского подразделения. На Сахалине и в Магадане мы начли оповещать должников с помощью автодозвонов операторов связи. Сейчас мы просчитываем экономический эффект от этого. По их оценке, около 35% должников, которые получили такие оповещения, пришли и добровольно погасили долг.
"Ъ": А сотрудничество с операторами связи в части списания средств со счетов должников уже окупилось?
Н.В.: Это опять же эксперимент. Мы запросили результаты в регионах, где он проводился,— это Нижний Новгород и Дальний Восток, и сейчас обобщаем результаты. Пока эффект сложно оценить. Если по SMS- и электронным уведомлениям предварительная оценка есть и мы уже вышли на уровень технических согласований, то по взысканиям мы проводим юридическое исследование инициативы, так же как и по услугам перевозчиков.
"Ъ": Как технически происходит списание таких счетов?
Н.В.: Когда происходит оплата билета, авиа- или железнодорожный перевозчик информирует об этом нашу службу, мы приходим и арестовываем средства в части погашения долга. По телефонным компаниям примерно так же происходит. Единственное, я вот сегодня в прессе прочитал комментарии представителей операторов, что это бесполезно, потому что владельцы телефонов будут оформлять их на третьих лиц. Ну, мы тогда подумаем, как действовать в этих случаях. Возможно, покупка телефонов будет сопровождаться фиксацией каких-то документов, удостоверяющих личность.