Тонкости работы в лесу

Ленобласть. По данным экологов, незаконная вырубка леса приобретает катастрофический характер. Правоохранительным органам известны три наиболее популярные преступные схемы.

Принято считать, что воровство и незаконный оборот древесины - это когда черные лесорубы без разрешения заезжают в ближний лес, срубают деревья, вывозят и продают. Но все-таки основное казнокрадство происходит не под пологом леса. Большая часть теневых доходов лесного бизнеса прилипает к рукам многочисленных посредников, чиновников, а также оседает на счетах полузаконных фирм, через которые проходит ворованный лес. Как рассказал Роман Рожновский, начальник УБОП ГУВД, преступных схем хищения леса существует три: белая, серая и черная. При белой схеме заготовительные работы ведут фирмы преимущественно с участием иностранного капитала. Здесь в основном соблюдаются выделенные квоты и объемы порубок, на месте которых сразу идет высаживание молодняка. Единственными нарушениями бывают превышения выделяемых квот. При серой схеме арендаторы, у которых заключен договор на аренду лесных угодий, заключают договор на субаренду. И, соответственно, субарендаторы ведут хозяйственную деятельность только на бумаге. «Вместо 1 гектара леса вырубается 5-7 гектаров, а чиновники контролирующих структур, вместо того чтобы заниматься выявлением таких нарушений, за вознаграждение закрывают глаза. Это взаимовыгодная схема для преступников и чиновников, и проконтролировать объем порубок почти нереально, - с сожалением говорит Роман Владимирович. Черная схема самая опасная. В этом случае работают специальные бригады, оснащенные тремя-четырьмя бензопилами и трактором. «Работают они как налетчики: заходят в лес и начинают пилить, не обращая внимания на то, кому принадлежит этот участок - криминальным конкурентам или государству, - уточнил Роман Рожновский. «Можно сколько угодно говорить, что преступления в лесном бизнесе приносят сверхприбыли. Точнее будет сказать, что, например, в Бокситогорском районе у нас скоро вообще не останется леса. Вот это действительно страшно, - констатирует Рожновский. Принято в основном говорить о незаконных порубках. Но это лишь первый шаг в криминальном обороте древесины, который включает в себя несколько этапов, а именно: заготовку древесины непосредственно в лесных массивах, перевозку с использованием поддельных документов, сбыт с помощью тех же фальшивых документов. Зачастую завершает цепочку контрабанда незаконно заготовленной древесины или лесоматериалов за рубеж. Стоимость товара при прохождении криминальной цепочки возрастает многократно, на отдельных ее этапах преступники прибегают к помощи коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов. «Количество возбуждаемых уголовных дел и лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не соответствует количеству реально совершаемых преступлений. Объемы вырубаемого леса в Ленобласти измеряются десятками миллионов долларов, - отмечает Роман Рожновский. Если ранее в каждом районе Ленобласти было два-три заготовительных лесхоза, сейчас вместо них работают 80 фирм. В эти фирмы поступает краденый лес, который сразу превращается из сырья в деловую древесину.
Факты Раскрытые преступления по незаконным порубкам в Ленобласти за 2008 г. 27 лесхозов (188 лесничеств) находятся в подчинении Агентства лесного хозяйства по СПб и ЛО. 10 лесхозов (40 лесничеств) находятся в подчинении ФГУ ЛО «Леснобллесхоз. 11,3 млн м3 без ущерба для лесного хозяйства может составлять объем ежегодной заготовки древесины.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Незаконные вырубки леса в Ленинградской области приобретают катастрофический характер. А черных лесорубов приходится ловить по горячим следам. Фото: итар-тасс
40 млн м3 - объем незаконной заготовки леса в России, по данным Гринпис. Это 20% от общего объема заготовок.
21 млн м3 - объем незаконной заготовки леса в РФ, по данным Минприроды. Это около 10% от общего объема заготовок.