00:0005 ноября 2008
14просмотров
00:0005 ноября 2008
В 1983 году двадцатилетний американский студент Эрик Джонсон учился в ЛГУ и ходил на подпольные концерты «Аквариума». В 2008 году Эрик А. Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Петербурге, делится с «ДП» своими мыслями о переменах, которые произошли в России, о роли рок-музыки в жизни общества и об американском аналоге общественного движения «Голосуй или проиграешь».
Сильно ли отличается Россия начала 1980-х от России начала
2000-х? Когда, на ваш взгляд, было больше свободы: тогда или сейчас?
- Мои
друзья, бывшие неформалы, испытывают ностальгию по тому времени. Они думают, что
все, что они делали тогда, было очень важно. Сам факт, что ты рок-музыкант, был
очень важен, потому что ты отличался от других.
Помню, однажды я пошел на
квартирный концерт «Аквариума. Вместе с Гребенщиковым должен был играть Сева
Гаккель. Но он не пришел, потому что милиция задержала его по дороге. Его взяли
только за то, что он играл в «Аквариуме, а в то время это было что-то.
В
другой раз я попал на полуофициальный концерт группы «Карусель. Советская
власть не хотела, чтобы в Советском Союзе рок-музыка набирала силу. Даже этой
группе не давали играть нормально. Выглядело это так: группа играла три песни,
потом уходила со сцены, и появлялись жонглеры. Потом музыканты снова выходили,
играли еще три песни, и на сцену выходили акробаты. Мне это казалось очень
странным.
А потом какие-то молодые люди в зале начали танцевать под музыку. В
первый раз милиционеры подошли к ним и сказали, что танцевать нельзя. Потом
предупредили во второй раз. Ну а на третий раз этих ребят взяли и куда-то увели.
Я думаю, что, хотя в те годы было очень трудно, для людей, которые занимались
рок-музыкой, это было очень важно. Они хотели что-то изменить. Хотя свободы не
было, они нашли способ в этой системе жить и даже что-то менять.
Даже те
группы, которые находились в ладу с истеблишментом, также старались как-то
изменить систему, и это было очень важно.
В те годы просто пойти на
квартирный концерт было очень рискованно, потому что всех могли задержать. А
сейчас можно петь все что хочешь, и никто на это не обращает внимание. Но все,
что рок-музыканты делали во времена застоя, имело большое значение. А сейчас
можно делать все что угодно, но непонятно, важно это или нет.
Отдельные
российские музыканты из числа тех, что блистали в 1980-х, сейчас принимают
участие в различных акциях оппозиции (например, в «Маршах несогласных). По
вашему мнению, должен ли рок-музыкант настолько активно участвовать в жизни
общества?
- Что значит «должен - не должен? Каждый человек, и музыкант тоже,
сам для себя решает, чем он хочет заниматься. Я думаю, что если музыкант хочет
участвовать в общественной жизни, то это хорошо. Например, в США недавно
закончилась предвыборная кампания. В ее рамках стартовал проект «Rock the Vote:
известные музыканты убеждали молодежь, что она должна участвовать в выборах.
Звезды не агитировали за Обаму или Маккейна, а просто говорили молодым людям,
что если те не придут на выборы, то не смогут ни на что повлиять. Я думаю, что
это здорово, когда кумиры разговаривают с молодыми людьми так, чтобы тем было
интересно.
То есть в США рок-музыка все еще влияет на общественное
мнение?
- Конечно, влияет. Но не надо забывать, что рок-музыка - еще и
бизнес. И если музыканты хотят зарабатывать деньги, им надо быть
осторожней.
Например, несколько лет назад Dixie Chicks (американская группа,
играющая в стиле кантри. - Ред.) сказали, что они против войны в Ираке, и вышел
большой скандал. Люди начали покупать их CD и демонстративно выбрасывать и
сжигать. Впрочем, может быть, для их бизнеса это тоже было хорошо, потому что
диски все-таки покупали (смеется).
Но есть и те, кто поступает наоборот.
Некоторые музыканты говорят, что их песни неполитические, но люди слушают и
думают по-другому. Например, Виктор Цой всегда говорил, что не поет о политике.
Но на самом деле, если почитать его стихи, можно заметить, что там все-таки есть
политика. Каждый музыкант поет то, что хочет, а потом люди воспринимают это
по-своему. Главное, по-моему, чтобы музыкант всегда поступал по
совести.
За спиной Эрика А. Джонсона, консула по вопросам прессы и
культуры Генерального консульства США в Петербурге, год жизни в Ленинграде
начала 1980-х. Фото: антонина байгушева/trend