Свободы все больше, но нет с нами Цоя

В 1983 году двадцатилетний американский студент Эрик Джонсон учился в ЛГУ и ходил на подпольные концерты «Аквариума». В 2008 году Эрик А. Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Петербурге, делится с «ДП» своими мыслями о переменах, которые произошли в России, о роли рок-музыки в жизни общества и об американском аналоге общественного движения «Голосуй или проиграешь».

Сильно ли отличается Россия начала 1980-х от России начала 2000-х? Когда, на ваш взгляд, было больше свободы: тогда или сейчас? - Мои друзья, бывшие неформалы, испытывают ностальгию по тому времени. Они думают, что все, что они делали тогда, было очень важно. Сам факт, что ты рок-музыкант, был очень важен, потому что ты отличался от других. Помню, однажды я пошел на квартирный концерт «Аквариума. Вместе с Гребенщиковым должен был играть Сева Гаккель. Но он не пришел, потому что милиция задержала его по дороге. Его взяли только за то, что он играл в «Аквариуме, а в то время это было что-то. В другой раз я попал на полуофициальный концерт группы «Карусель. Советская власть не хотела, чтобы в Советском Союзе рок-музыка набирала силу. Даже этой группе не давали играть нормально. Выглядело это так: группа играла три песни, потом уходила со сцены, и появлялись жонглеры. Потом музыканты снова выходили, играли еще три песни, и на сцену выходили акробаты. Мне это казалось очень странным. А потом какие-то молодые люди в зале начали танцевать под музыку. В первый раз милиционеры подошли к ним и сказали, что танцевать нельзя. Потом предупредили во второй раз. Ну а на третий раз этих ребят взяли и куда-то увели. Я думаю, что, хотя в те годы было очень трудно, для людей, которые занимались рок-музыкой, это было очень важно. Они хотели что-то изменить. Хотя свободы не было, они нашли способ в этой системе жить и даже что-то менять. Даже те группы, которые находились в ладу с истеблишментом, также старались как-то изменить систему, и это было очень важно. В те годы просто пойти на квартирный концерт было очень рискованно, потому что всех могли задержать. А сейчас можно петь все что хочешь, и никто на это не обращает внимание. Но все, что рок-музыканты делали во времена застоя, имело большое значение. А сейчас можно делать все что угодно, но непонятно, важно это или нет.
Отдельные российские музыканты из числа тех, что блистали в 1980-х, сейчас принимают участие в различных акциях оппозиции (например, в «Маршах несогласных). По вашему мнению, должен ли рок-музыкант настолько активно участвовать в жизни общества? - Что значит «должен - не должен? Каждый человек, и музыкант тоже, сам для себя решает, чем он хочет заниматься. Я думаю, что если музыкант хочет участвовать в общественной жизни, то это хорошо. Например, в США недавно закончилась предвыборная кампания. В ее рамках стартовал проект «Rock the Vote: известные музыканты убеждали молодежь, что она должна участвовать в выборах. Звезды не агитировали за Обаму или Маккейна, а просто говорили молодым людям, что если те не придут на выборы, то не смогут ни на что повлиять. Я думаю, что это здорово, когда кумиры разговаривают с молодыми людьми так, чтобы тем было интересно.
То есть в США рок-музыка все еще влияет на общественное мнение? - Конечно, влияет. Но не надо забывать, что рок-музыка - еще и бизнес. И если музыканты хотят зарабатывать деньги, им надо быть осторожней. Например, несколько лет назад Dixie Chicks (американская группа, играющая в стиле кантри. - Ред.) сказали, что они против войны в Ираке, и вышел большой скандал. Люди начали покупать их CD и демонстративно выбрасывать и сжигать. Впрочем, может быть, для их бизнеса это тоже было хорошо, потому что диски все-таки покупали (смеется). Но есть и те, кто поступает наоборот. Некоторые музыканты говорят, что их песни неполитические, но люди слушают и думают по-другому. Например, Виктор Цой всегда говорил, что не поет о политике. Но на самом деле, если почитать его стихи, можно заметить, что там все-таки есть политика. Каждый музыкант поет то, что хочет, а потом люди воспринимают это по-своему. Главное, по-моему, чтобы музыкант всегда поступал по совести.
За спиной Эрика А. Джонсона, консула по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Петербурге, год жизни в Ленинграде начала 1980-х. Фото: антонина байгушева/trend