РЖД боятся потерять статус госмонополии

Москва. Экономический кризис заставил задуматься о том, насколько целесообразно сейчас появление на железной дороге частных перевозчиков. В итоге вопрос решили отложить до лучших времен.

Согласно третьему этапу реформы ОАО «РЖД в 2006-2010 годах планировалось создать на железной дороге несколько конкурирующих перевозчиков. Но, как заявил на прошлой неделе старший вице-президент ОАО «РЖД Борис Лапидус, конкуренция ради конкуренции железной дороге не нужна. Он отметил, что после начала реформы прошло уже 10 лет и ситуация сильно изменилась. На данный момент нет уверенности, что появление частных перевозчиков поможет стабильному развитию дороги. Решение этого вопроса отложено до 2010 года. Как пояснил директор департамента правового обеспечения Минтранса РФ Алексей Дружинин, сейчас на железной дороге работают частники, но они владеют только вагонами различных типов. А речь идет о создании полноценных транспортных компаний с собственными локомотивами, которые смогут составить конкуренцию РЖД. «Мы готовы хоть сейчас начать разрабатывать необходимую законодательную базу, - заявил он. В министерстве предлагают выделить железнодорожные маршруты и ввести понятие маршрутных перевозчиков. Важным этапом является введение не регулируемых государством тарифов. Но в РЖД не могут определиться со схемой доступа компаний на рынок. Планировалось, что это будет перевозчик, который охватит все регионы России. Позже стало понятно, что найти такого инвестора не удастся. А идея разных перевозчиков в каждом отдельном регионе пока не встречает одобрения в РЖД. «Я боюсь, что из-за кризиса мы перейдем на рельсы мобилизационной экономики и скажем, мол, не нужно нам никаких частников, - переживает Сергей Шишкарев, председатель комитета по транспорту Госдумы РФ. По его словам, уже сейчас развернулась активная борьба против завершения реформирования РЖД. Противники реформирования призывают не трогать компанию, чтобы не навредить ей в условиях кризиса. По мнению экспертов, появление частных перевозчиков в России неизбежно. Однако основными тормозящими факторами сейчас является действие Прейскуранта 10-01, который жестко регулирует тарифы на перевозки. Также железнодорожный перевозчик по российским законам не имеет права отказать отправителю в доставке груза, даже если ему это экономически невыгодно.
Борис Лапидус сомневается, что конкуренция приведет к повышению качества работы. фото: photoxpress
На заметку Положение частного капитала на железной дороге после реформирования ОАО «РЖД
до 60% частных грузовых вагонов работает сейчас на российских железных дорогах. При этом число частных пассажирских вагонов в России не превышает 1%.