В условиях кризиса есть плюсы для рядового потребителя: компании потребительского сектора начали массово снижать цены в ущерб своей прибыли. Кто именно готов снизить цены и на какие продукты, разбирался "Деловой Петербург".
Вместо того чтобы искать пути оптимизации издержек во время
ограниченного финансирования, компании выбрали более очевидный путь —
снижение.
Одними из первых на этот шаг решились ритейлеры. В
частности, X5 Retail Group заявила о снижении цен на 20–30% в супермаркетах
"Перекресток". Акция касается трети ассортимента — товаров с низкой
оборачиваемостью. Так компания рассчитывает компенсировать снижение цен ростом
объема продаж.
Впрочем, ритейлеры обычно проводят такие операции скорее за
счет прибыли поставщиков, вынуждая их снижать закупочные цены. Таким образом,
хоть и не по своей воле, маржу снижают также местные производители и
сельхозпредприятия.
Патовая ситуация и на авторынке. "За обслуживание складов
приходится платить немалые деньги. Чтобы распродать машины, дилеры начинают
большие скидочные программы", — рассказывает директор по продажам "Аксель
Групп" Александр Крючков. Первой была Mitsubishi, которая резко снизила цены на
отдельные модели. После нее о существенных скидках объявили SsangYong, Infiniti,
Chrysler и Jeep. "РОЛЬФ Импорт", "Пежо Ситроен Рус", Volvo Car Russia и другие
снизили цены на 5–8%.
"Скидки уменьшат прибыль, большая часть которой и так
направлялась на покрытие текущих расходов", — с сожалением констатирует
коммерческий директор компании "Автограф" Евгений Алехин.
Видео: комментарии автора статьи
Страховая отрасль готовится с пониманием отнестись к
клиентам, у которых возникли временные трудности: ряд компаний разрабатывают
антикризисные страховые продукты.
"Заметно уменьшился объем залогового страхования, так как
число ипотечных и автокредитов пошло на убыль. У клиентов могут быть трудности,
и статья "страхование" в их бюджете сократится", — прогнозирует заместитель
директора петербургского филиала страховой группы "СОГАЗ" Николай Карпов.
В "Ренессанс Страховании" увеличивают скидки за
использование франшизы. Теперь она может достигать 70%. "Ингосстрах" ввел новый
тариф каско — "Автопрофи", который дешевле на 20% стандартного. "Кит Финанс
Страхование" внедрило программу "Мини–каско", которая покрывает все классические
риски, кроме ущерба при ДТП.
"Этот продукт будет востребован при кризисе, так как стоит
дешевле до 40–60%", — уверен Сергей Ковальчук, гендиректор "КИТ Финанс
Страхования".
Расстаться с долей прибыли согласны строительные компании. О
скидках на квартиры до 30% объявила строиетльная компания "ЛЭК", при полной
оплате скидку в 10% предлагает "ЛенСпецСМУ", 7% — "ЮИТ". Компании именно
этой отрасли считаются наиболее прибыльными. "ЕвроЦемент Груп", лидер на своем
рынке, с октября снизил цены на 10–15%. Снижать себестоимость строительства
девелоперы будут стараться и за счет давления на подрядчиков.
Начали снижаться ставки аренды коммерческой
недвижимости.
"За последние 2 недели ставки снизились на 10–30%, —
отмечает директор департамента брокерских услуг ASTERA SPb Людмила Рева. —
Пока рынок сбрасывает только завышенные ставки на имиджевые объекты. Они
приближаются к рыночной цене с нормальным соотношением цена–рентабельность
бизнеса арендатора".
Очевидно, что снижение цен — это тактика выживания.
Пойти на уменьшение маржи могут только те компании, у которых она была высокой.
Остальные сокращают персонал, увеличивают задолженность перед поставщиками либо
вовсе продают бизнес. Главное последствие снижения прибыли компаний —
уменьшение инвестиций в развитие бизнеса, а следовательно, замедление темпов
роста экономики в целом.