Кризис заставил дешеветь

Автор фото: nasa.org

В условиях кризиса есть плюсы для рядового потребителя: компании потребительского сектора начали массово снижать цены в ущерб своей прибыли. Кто именно готов снизить цены и на какие продукты, разбирался "Деловой Петербург".

Вместо того чтобы искать пути оптимизации издержек во время ограниченного финансирования, компании выбрали более очевидный путь — снижение.
Одними из первых на этот шаг решились ритейлеры. В частности, X5 Retail Group заявила о снижении цен на 20–30% в супермаркетах "Перекресток". Акция касается трети ассортимента — товаров с низкой оборачиваемостью. Так компания рассчитывает компенсировать снижение цен ростом объема продаж.
Впрочем, ритейлеры обычно проводят такие операции скорее за счет прибыли поставщиков, вынуждая их снижать закупочные цены. Таким образом, хоть и не по своей воле, маржу снижают также местные производители и сельхозпредприятия.
Патовая ситуация и на авторынке. "За обслуживание складов приходится платить немалые деньги. Чтобы распродать машины, дилеры начинают большие скидочные программы", — рассказывает директор по продажам "Аксель Групп" Александр Крючков. Первой была Mitsubishi, которая резко снизила цены на отдельные модели. После нее о существенных скидках объявили SsangYong, Infiniti, Chrysler и Jeep. "РОЛЬФ Импорт", "Пежо Ситроен Рус", Volvo Car Russia и другие снизили цены на 5–8%.
"Скидки уменьшат прибыль, большая часть которой и так направлялась на покрытие текущих расходов", — с сожалением констатирует коммерческий директор компании "Автограф" Евгений Алехин.
Видео: комментарии автора статьи
Страховая отрасль готовится с пониманием отнестись к клиентам, у которых возникли временные трудности: ряд компаний разрабатывают антикризисные страховые продукты.
"Заметно уменьшился объем залогового страхования, так как число ипотечных и автокредитов пошло на убыль. У клиентов могут быть трудности, и статья "страхование" в их бюджете сократится", — прогнозирует заместитель директора петербургского филиала страховой группы "СОГАЗ" Николай Карпов.
В "Ренессанс Страховании" увеличивают скидки за использование франшизы. Теперь она может достигать 70%. "Ингосстрах" ввел новый тариф каско — "Автопрофи", который дешевле на 20% стандартного. "Кит Финанс Страхование" внедрило программу "Мини–каско", которая покрывает все классические риски, кроме ущерба при ДТП.
"Этот продукт будет востребован при кризисе, так как стоит дешевле до 40–60%", — уверен Сергей Ковальчук, гендиректор "КИТ Финанс Страхования".
Расстаться с долей прибыли согласны строительные компании. О скидках на квартиры до 30% объявила строиетльная компания "ЛЭК", при полной оплате скидку в 10% предлагает "ЛенСпецСМУ", 7% — "ЮИТ". Компании именно этой отрасли считаются наиболее прибыльными. "ЕвроЦемент Груп", лидер на своем рынке, с октября снизил цены на 10–15%. Снижать себестоимость строительства девелоперы будут стараться и за счет давления на подрядчиков.
Начали снижаться ставки аренды коммерческой недвижимости.
"За последние 2 недели ставки снизились на 10–30%, — отмечает директор департамента брокерских услуг ASTERA SPb Людмила Рева. — Пока рынок сбрасывает только завышенные ставки на имиджевые объекты. Они приближаются к рыночной цене с нормальным соотношением цена–рентабельность бизнеса арендатора".
Очевидно, что снижение цен — это тактика выживания. Пойти на уменьшение маржи могут только те компании, у которых она была высокой. Остальные сокращают персонал, увеличивают задолженность перед поставщиками либо вовсе продают бизнес. Главное последствие снижения прибыли компаний — уменьшение инвестиций в развитие бизнеса, а следовательно, замедление темпов роста экономики в целом.