00:0023 октября 200800:00
18просмотров
00:0023 октября 2008
СПб. Компании потребительского сектора начали массово снижать цены в ущерб своей прибыли. Научится ли бизнес в условиях кризиса быть более эффективным - пока вопрос.
Вместо того чтобы искать пути оптимизации издержек во время
ограниченного финансирования, компании выбрали более очевидный путь. Снижение
цен - это способ и повысить собственную ликвидность, и устранить
конкурентов.
Товары первой «обходимости
Одними из первых на этот шаг
решились ретейлеры. В частности, X5 Retail Group заявила о снижении цен на
20-30% в супермаркетах «Перекресток. Акция касается трети ассортимента -
товаров с низкой оборачиваемостью. Так компания рассчитывает компенсировать
снижение цен ростом объема продаж.
Впрочем, ретейлеры обычно проводят такие
операции скорее за счет прибыли поставщиков, вынуждая их снижать закупочные
цены. Таким образом, хоть и не по своей воле, маржу снижают также местные
производители и сельхозпредприятия.
Патовая ситуация и на авторынке. «За
обслуживание складов приходится платить немалые деньги. Чтобы распродать машины,
дилеры начинают большие скидочные программы, - рассказывает директор по
продажам «Аксель Групп Александр Крючков. Первой была Mitsubishi, которая резко
снизила цены на отдельные модели. После нее о существенных скидках объявили
SsangYong, Infiniti, Chrysler и Jeep. «РОЛЬФ Импорт, «Пежо Ситроен Рус, Volvo
Car Russia и другие снизили цены на 5-8%. «Скидки уменьшат прибыль, большая
часть которой и так направлялась на покрытие текущих расходов, - с сожалением
констатирует коммерческий директор ООО «Автограф Евгений Алехин.
Страх и
крах
Страховая отрасль готовится «с пониманием отнестись к клиентам, у
которых возникли «временные трудности: ряд компаний разрабатывают антикризисные
страховые продукты.
«Заметно уменьшился объем залогового страхования, так как
число ипотечных и автокредитов пошло на убыль. У клиентов могут быть трудности,
и статья «страхование в их бюджете сократится, - прогнозирует Николай Карпов,
заместитель директора СПб филиала страховой группы «СОГАЗ.
В «Ренессанс
Страховании увеличивают скидки за использование франшизы. Теперь она может
достигать 70%. «Ингосстрах ввел новый тариф каско - «Автопрофи, который
дешевле на 20% стандартного. «Кит Финанс Страхование внедрило программу
«Мини-каско, которая покрывает все классические риски, кроме ущерба при
ДТП.
«Этот продукт будет востребован при кризисе, так как стоит дешевле до
40-60%, - уверен Сергей Ковальчук, гендиректор «КИТ Финанс
Страхования.
ПоСТРОЙневшие ряды
Расстаться с долей прибыли согласны
строительные компании. О скидках на квартиры до 30% объявила СК «ЛЭК, при
полной оплате скидку в 10% предлагает «ЛенСпецСМУ, 7% - «ЮИТ. Компании именно
этой отрасли считаются наиболее прибыльными. «ЕвроЦемент Груп, лидер на своем
рынке, с октября снизил цены на 10-15%. Снижать себестоимость строительства
девелоперы будут стараться и за счет давления на подрядчиков.
Начали
снижаться ставки аренды коммерческой недвижимости.
«За последние 2 недели
ставки снизились на 10-30%, - отмечает Людмила Рева, директор департамента
брокерских услуг ASTERA SPb. - Пока рынок сбрасывает только завышенные ставки на
имиджевые объекты. Они приближаются к рыночной цене с нормальным соотношением
цена-рентабельность бизнеса арендатора.
Два выхода
Очевидно, что снижение
цен - это тактика выживания. Пойти на уменьшение маржи могут только те компании,
у которых она была высокой. Остальные сокращают персонал, увеличивают
задолженность перед поставщиками либо вовсе продают бизнес. Главное последствие
снижения прибыли компаний - уменьшение инвестиций в развитие бизнеса, а
следовательно, замедление темпов роста экономики в целом.
Тактика развития -
это перенастройка собственных бизнес-процессов. Кто ее проведет, тот
победил.
1998 г. Эстонские фермеры выливают молоко на дорогу.
Экономический кризис в России сделал их труд нерентабельным.
фото:
reuterS
На заметку
Прогноз роста ВВП России в 2009 г.
до 5,5% l
По расчетам МВФ, рост ВВП в следующем году будет ниже, чем в 2008 г. (7%).
Инфляция в 2009 г. составит 12%. По оценкам Deutsche Bank, рост ВВП в 2009 г. в
РФ будет всего 3,4%.
Цифры
У кого запас прочности больше: маржа
EBITDA, 2007, %
Маржа EBITDA - маржа прибыли до уплаты налогов, процентов
и амортизации, характеризующая рентабельность бизнеса.
Статистическую
информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты