Бизнес вынужден затянуть пояса

СПб. Компании потребительского сектора начали массово снижать цены в ущерб своей прибыли. Научится ли бизнес в условиях кризиса быть более эффективным - пока вопрос.

Вместо того чтобы искать пути оптимизации издержек во время ограниченного финансирования, компании выбрали более очевидный путь. Снижение цен - это способ и повысить собственную ликвидность, и устранить конкурентов. Товары первой «обходимости Одними из первых на этот шаг решились ретейлеры. В частности, X5 Retail Group заявила о снижении цен на 20-30% в супермаркетах «Перекресток. Акция касается трети ассортимента - товаров с низкой оборачиваемостью. Так компания рассчитывает компенсировать снижение цен ростом объема продаж. Впрочем, ретейлеры обычно проводят такие операции скорее за счет прибыли поставщиков, вынуждая их снижать закупочные цены. Таким образом, хоть и не по своей воле, маржу снижают также местные производители и сельхозпредприятия. Патовая ситуация и на авторынке. «За обслуживание складов приходится платить немалые деньги. Чтобы распродать машины, дилеры начинают большие скидочные программы, - рассказывает директор по продажам «Аксель Групп Александр Крючков. Первой была Mitsubishi, которая резко снизила цены на отдельные модели. После нее о существенных скидках объявили SsangYong, Infiniti, Chrysler и Jeep. «РОЛЬФ Импорт, «Пежо Ситроен Рус, Volvo Car Russia и другие снизили цены на 5-8%. «Скидки уменьшат прибыль, большая часть которой и так направлялась на покрытие текущих расходов, - с сожалением констатирует коммерческий директор ООО «Автограф Евгений Алехин. Страх и крах Страховая отрасль готовится «с пониманием отнестись к клиентам, у которых возникли «временные трудности: ряд компаний разрабатывают антикризисные страховые продукты. «Заметно уменьшился объем залогового страхования, так как число ипотечных и автокредитов пошло на убыль. У клиентов могут быть трудности, и статья «страхование в их бюджете сократится, - прогнозирует Николай Карпов, заместитель директора СПб филиала страховой группы «СОГАЗ. В «Ренессанс Страховании увеличивают скидки за использование франшизы. Теперь она может достигать 70%. «Ингосстрах ввел новый тариф каско - «Автопрофи, который дешевле на 20% стандартного. «Кит Финанс Страхование внедрило программу «Мини-каско, которая покрывает все классические риски, кроме ущерба при ДТП. «Этот продукт будет востребован при кризисе, так как стоит дешевле до 40-60%, - уверен Сергей Ковальчук, гендиректор «КИТ Финанс Страхования. ПоСТРОЙневшие ряды Расстаться с долей прибыли согласны строительные компании. О скидках на квартиры до 30% объявила СК «ЛЭК, при полной оплате скидку в 10% предлагает «ЛенСпецСМУ, 7% - «ЮИТ. Компании именно этой отрасли считаются наиболее прибыльными. «ЕвроЦемент Груп, лидер на своем рынке, с октября снизил цены на 10-15%. Снижать себестоимость строительства девелоперы будут стараться и за счет давления на подрядчиков. Начали снижаться ставки аренды коммерческой недвижимости. «За последние 2 недели ставки снизились на 10-30%, - отмечает Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг ASTERA SPb. - Пока рынок сбрасывает только завышенные ставки на имиджевые объекты. Они приближаются к рыночной цене с нормальным соотношением цена-рентабельность бизнеса арендатора. Два выхода Очевидно, что снижение цен - это тактика выживания. Пойти на уменьшение маржи могут только те компании, у которых она была высокой. Остальные сокращают персонал, увеличивают задолженность перед поставщиками либо вовсе продают бизнес. Главное последствие снижения прибыли компаний - уменьшение инвестиций в развитие бизнеса, а следовательно, замедление темпов роста экономики в целом. Тактика развития - это перенастройка собственных бизнес-процессов. Кто ее проведет, тот победил.
1998 г. Эстонские фермеры выливают молоко на дорогу. Экономический кризис в России сделал их труд нерентабельным. фото: reuterS
На заметку Прогноз роста ВВП России в 2009 г.
до 5,5% l По расчетам МВФ, рост ВВП в следующем году будет ниже, чем в 2008 г. (7%). Инфляция в 2009 г. составит 12%. По оценкам Deutsche Bank, рост ВВП в 2009 г. в РФ будет всего 3,4%.
Цифры У кого запас прочности больше: маржа EBITDA, 2007, %
Маржа EBITDA - маржа прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации, характеризующая рентабельность бизнеса.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты