Нужны равные условия игры

Интервью «Я всегда был противником налоговых послаблений»

СПб. Михаил Сухов, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и член совета директоров Центробанка РФ, о перспективах развития банков в России. Есть ли в российской банковской системе сейчас ограничения по вхождению иностранного капитала? - Сегодня такие ограничения не установлены на уровне нормативных актов Центрального банка или российского законодательства. В процессе переговоров по ВТО у России есть возможность установить с определенными оговорками такое ограничение. Но пока экономических предпосылок к установлению этих ограничений нет. Мы для себя рассматриваем в качестве условий финансовое состояние и деловую репутацию приобретателей российских банков. РФ зарезервировала себе возможность по количественному ограничению вхождения иностранного капитала в российскую банковскую систему. Одновременно есть возможность не допускать открытия прямых филиалов иностранных банков. В данном случае целью является создание равных условий для работы российского и иностранного капиталов. Если хочешь работать на российском рынке, должен вкладывать капитал, в этом есть принцип равенства. Видите ли вы необходимость налоговых послаблений для банков? - Эти вопросы постоянно лоббируются, и я всегда был противником налоговых послаблений. Жизнь показывает, что там, где создаются неестественные условия для движения денег, такие как различные налоговые стимулы, в конечном счете ничего хорошего не происходит. Банковскому сектору или тем, кто это предлагает, нужно будет объяснить, чем банковский сектор лучше других секторов экономики с налоговой точки зрения. Почему, таким образом, деньги должны прийти именно в банковский сектор, а не в автомобильный, например, или легкую промышленность, - непонятно. Пока это не объяснили, поддерживать такого рода инициативы я бы поостерегся. Кроме того, я считаю их экономически неэффективными. В целом вероятность прохождения таких инициатив крайне низка. l Будут ли еще открыты дополнительные возможности для развития банковских услуг, к примеру, оптимизации условий для продажи услуг на базе Почты? - Не все зависит от инициатив регулятора. Мы создали определенные возможности для открытия внутренних подразделений. Сейчас банки этим активно пользуются. В дальнейшем не закрыта дорога для либерализации этого вопроса. Нужно только понимать, что банки должны продемонстрировать эффективность своих внутренних подразделений и систем управления рисками. Вначале нужно продвинуться в этом пути. Тогда будет легче рассчитывать на то, что регулятор будет снимать ограничения для развития сети. Но дело, на мой взгляд, не только в этом. Сегодня есть двукратный разрыв между точками обслуживания в расчете на количество жителей между Россией и Западной Европой. Но там уже давно не оценивают обеспеченность банковскими услугами по этому показателю как основному. Современные способы доставки банковских услуг намного экономичнее, например Интернет. Необходимо продумывать, как дешевле доставлять банковские услуги, а не просто увеличивать точки физического присутствия. Развитие сетей, учитывая высокую арендную плату, стоимость недвижимости, рост затрат на персонал, обременительно для банка. Почта выглядит очень привлекательно, так как она располагает большим количеством точек. Поэтому чем лучше будет взаимодействие банков с Почтой, тем больше продуктов можно будет продать, учитывая физические возможности Почты. Какие нормативные условия для этого должны быть приняты? - Должен быть решен вопрос идентификации клиентов, когда они обращаются в Почту. А также вопросы, связанные с обеспечением условий в Почте, когда будет проходить проверка на возможность привлечения банка вкладов от населения. Эти вопросы рассматривались уже в начале года в Государственной думе РФ. Как будут уживаться спектр услуг большого количества банков в одном отделении? - Все будет зависеть от бизнес-стратегии банков. Вопрос в том, что на Почту должны прийти те, кто захотят туда прийти. Возможно, Почта захочет установить какие-то критерии. Но это вопрос коммерческой политики Почты. Учитывая это, нужно будет внимательно следить за конкурентными условиями на этом рынке с тем, чтобы не создавались конкурентные преимущества каким-либо организациям. Пока особых жалоб по этому не поступало. Но если мы улучшим работу Почты, нужно будет внимательно следить за конкуренцией на этом рынке. Здесь не должны присутствовать один или два банка. Если для кого-то создаются преграды для работы с Почтой, есть законные способы решений. Какие вопросы осенней сессии требуют дополнительных серьезных доработок? - Будет дорабатываться законопроект, который широко регулирует вопросы по приему платежей физических лиц оператором почтовой связи. Со стороны банковского сообщества он не нашел однозначного понимания, прежде всего потому, что не определена роль банков в оказании услуг. Сейчас те платежи, которые принимают организации, близки по своему содержанию к банковским услугам. Банки, которые уже имеют свои банкоматы, и организации, которые хотят и уже работают на этом рынке, должны по некоторым исходным параметрам иметь равные условия игры. Сейчас этого не получается. Сейчас банки больше обременены административными обязанностями, чем другие организации по приему платежей. Необходимо подумать о равенстве условий, в частности, это будет достигнуто, если эти организации смогут заниматься только приемом платежей и переводом их в пользу плательщиков. Сегодня закон не накладывает ограничений на деятельность этих организаций. Нужно предотвратить образование мини-банков на базе организаций, принимающих платежи. Если они смогут распоряжаться деньгами, которые будут принимать от населения, мы получим нерегулируемый рынок. Какой-то специальный надзор, кроме мониторинга, за ними установить невозможно, так как это небанковская лицензия. Специального надзора и не должно быть. Нужно просто правильно объяснить населению риски, которые возникают с приемами платежей. В регионах уже было несколько случаев образования пирамид по приему коммунальных платежей. Я думаю, необходимо ввести запрет на возможность заниматься другими видами деятельности для таких организаций, тогда речь будет идти только о рисках прямого мошенничества. Но для контроля за этими рисками не обязательно образовывать специальные органы. Стоять за каждым терминалом и следить, чтобы не украли, затратно. При таких рисках действует Уголовный кодекс.
Михаил Сухов, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ, уверен: налоговые послабления для банков будут экономически неэффективными. фото: trend/елена яковлева
«Там, где создаются неестественные условия для движения денег (различные налоговые стимулы), в конечном счете ничего хорошего не происходит.