Агентство «АВТОСТАТ» провело исследование структуры автомобильных парков по городам России. Выяснилось, что большинство автолюбителей проживают в крупных и средних городах, а Петербург по количеству автомашин стоит на втором месте в стране. Правда, машин в Северной столице меньше чем в Москве более чем в три раза.
По данным ГИБДД, на начало 2008 года автомобильный парк в РФ
начитывал более 30 млн. единиц техники, которые относятся к категории «В».
Основное количество легковых автомобилей сосредоточено в170 крупных и средних
городах России с населением свыше 100 тысяч человек.
Почти половина россиян (47,7%) проживают сейчас в
городах с населением свыше 100 тысяч человек. На каждую тысячу жителей в
этих городах приходится порядка 250 автомобилей, при среднем значении этого
показателя по России 207 единиц. Примерно 40% парка легковых автомобилей в этих
городах приходится на иномарки (в среднем по Росси - 32%).
В Москве сосредоточено чуть более 11% всего автопарка – 3,5
млн. машин. Еще примерно такое же число машин стоит на учете в десяти
«городах-миллионниках». На 11 городов с населением свыше 1 млн. человек
приходится 22,3% российского автопарка.
Городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей в России
насчитывается 24. По дорогам этих городов ездит чуть менее 4 млн. легковушек,
что соответствует 12,4% от общего числа.
На долю 55 городов с населением от 200 до 500 тысяч жителей
приходится 11,5% российских легковых автомобилей (3,65 млн).
Чуть более 7% парка (2,26 млн) сосредоточено в 75 городах
имеющих численность проживающих там от 100 до 200 тысяч человек. В целом
на эти 165 городов приходится более половины (53,3%) легкового автопарка.
Оставшаяся часть (46,7%) рассредоточена между огромным
количеством населенных пунктов, раскиданных по территории необъятной России.
Чуть более половины машин находятся в возрасте до 10 лет.
Автомобилей последних годов выпуска (2004-2007 гг.) несколько больше, нежели
более старых машин. Так, если до 2004 года в среднем на год приходится от
4-5% парка, в последующие годы – по 5-8%.
Санкт-Петербург является вторым по значимости авторынком на
территории России. На его долю сейчас приходится порядка 6% регистраций всех
новых автомобилей в стране. В целом же легковой автопарк Северной столицы уже
превысил отметку в 1 млн. единиц.
Тем не менее, это в три раза меньше чем в Москве. Более
четверти парка – это автомобили последних трех лет выпуска. Только за 2007 год в
Северной столице на учет было поставлено 115 тысяч иномарок, что в 1,5 раза
больше, чем годом ранее.
По данным агентства, вплоть до 2007 года лидером на
питерском рынке оставалась марка LADA, но в начале 2008 года её уже обошел Ford,
а до конца года, возможно, догонят и еще 2-3 иностранных бренда.
Всего в Петербурге 68,5 тысяч автомобилей марки Ford. В 2007
году парк города пополнился на 12,3 тысяч машин этой марки.
Хорошую динамику прироста парка демонстрируют
Chevrolet (24468) и Nissan (28158). Уверенно растет и число автомобилей таких
марок как Mitsubishi (29912), Toyota (40458), Opel (39746) и Hyundai (23888). В
десятку иномарок-лидеров на питерском рынке также входят бренды Mazda, Kia и
Renault.
Аналитики отмечают, что за счет старых машин в структуре
парка Санкт-Петербурга по-прежнему относительно много автомобилей Volkswagen
(62646 шт.), Mercedes-Benz (33199), Audi (20114) и BMW (19696).
Однако обновлению автопарка Санкт-Петербурга и России в
целом, может помешать надвигающийся кризис потребления, который может придти
вслед за финансовым. В частности, The Financial Times отмечает, что авторынок
России замедлился вместе с общим падением продаж машин во всем мире.
Вместе с Россией спрос на машины упал в Китае, Индии и
Бразилии, которые являются тремя другими наиболее перспективными рынками. Именно
продажи в этих странах давали возможность автопроизводителям покрыть убытки в
США, западной Европе и Японии.