Заметки с ток-шоу "Волонтерство: за и против"

Автор фото: Матюкова Н.
Студенты-участники Фестиваля проектов с ведущей ток-шоу Светланой Сорокиной

4 сентября в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) МИД РФ проходила выставка волонтёрских проектов, реализованных стипендиатами Благотворительного фонда В.Потанина. После выставки состоялось ток-шоу "Волонтерство: за и против", в котором принимали участие представители власти, бизнеса, некоммерческих организаций, журналисты и сами стипендиаты. Вела шоу известный тележурналист Светлана Сорокина.

Формат ток-шоу не предполагает долгого обсуждения и глубокого анализа рассматриваемой темы, но участники подняли в своих выступлениях основные вопросы, задачи и болевые точки такого замечательного, но непростого явления как Волонтерство.
picturegallery.fa09530a-b728-438e-8541-2f9dfaab46e3
Во-первых, нет термина, который устраивал бы всех. "Волонтер" – в переводе с французского, человек, который бескорыстно помогает другим. В русском языке есть слово "Доброволец", за которым еще с советских времен остался негативный оттенок из-за добровольной принудиловки, и слово "Доброхот", не получившее пока широкого распространения в обществе.
Во-вторых, нет единого мнения по оценке количества волонтеров в Европе, США и в России. Называются разные цифры, но все они, так или иначе, отличаются на порядок. По разным оценкам, в России количество населения, задействованного в добровольном труде на благо общества, составляет не более 2-5%, а на Западе - 50% и более.
Стоит ли нам стремиться к таким же масштабам, потому что делать что-то на благо других, есть природная склонность человека или, наоборот, это прерогатива лучших людей в обществе? По данному вопросу участники разошлись во взглядах.
По мнению Е. Чернышковой, советника основателя фонда «Династия» Д.Б. Зимина, "инициатива помогать другим должна исходить от особых людей, и ничего в этом страшного нет. Это не должно быть делом всего общества. Лучшие люди общества этим занимаются, вот и все".
"Специально вовлекать людей в этот процесс не следует, надо просто предоставить возможности активно участвовать в таком движении, чтобы со стороны властей не было препятствий" - считает В. Бахмин, консультант в Москве Фонда Чарлза Стюарта Мотта. - "Почему мы приводим пример сильных демократий, потому что демократия только тем и сильна, что она дает возможность реализовать себя на благо общества. Представьте себе, если бы каждый человек в нашей стране себя бы полностью реализовал, какая была бы у нас страна!"
"Кто помогает людям, тот помогает, прежде всего, себе. И мы на этом проекте увидели, как выросли духовно, нравственно и граждански наши ребята. Какими они стали личностями" – сказала Н. Лучинина, начальник учебно-методического управления Тверского государственного университета.
В нашем обществе существует мнение о волонтерах, как о людях социально неуспешных, неспособных проявить себя в бизнесе или других сферах деятельности. Но присутствующие в зале стипендиаты Фонда В.Потанина своим примером могут опровергнуть это мнение, так как они не только отличники, но и люди с активной жизненной позицией, и как сами они считают – карьеристы. Думаю, что в будущем эти качества обеспечат им полную социальную реализацию.

Главный благотворитель – государство, еще один миф, который затронули участники шоу. " Патерналистские настроения у нас очень распространены. США тоже сильное государство, и тем не менее, только в прошлом году $260 млрд американцы вложили в благотворительность. Больше половины этих денег остались в Штатах, пошли в клиники и на другие благие дела. И потом дарить, приятней, чем получать, и тем, кто может это делать, надо создавать возможности" – такую точку зрения высказал Лев Амбиндер (Российский фонд помощи, ИД "Коммерсант"),
Конечно, все участники говорили о необходимости внесения изменений в закон о Благотворительной деятельности и сейчас как раз хороший момент для того, чтобы объединить усилия и бизнеса, и государства, и общества. В настоящее время разрабатывается государственная концепция развития Благотворительности и Добровольчества, и все желающие приглашаются принять участие в ее разработке.
Волонтеры и бизнес. Что двигает предпринимателями, когда они стараются поддержать волонтерскую деятельность – еще одна важная, и особенно интересная для нашей рубрики тема.
"В отличие от политики 90-х гг., когда было стремление любой ценой заработать прибыль, теперь понимают, что истощение человеческого капитала приведет к тому, что и прибыль будет некому делать. Качество персонала, его образование падает. Это компании сейчас стали понимать и в своих социальных программах пытаться системно подходить к этому вопросу" – отметила Э.Панфилова, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека.
Корпоративное волонтерство – явление довольно новое в нашей жизни, но завоевывающее все большую популярность. Директор Агентства социальной информации (АСИ) Е. Тополева-Солдунова, рассказала, что лет пять тому назад в Лондоне, в банках и компаниях ей рассказывали, как сотрудники становятся волонтерами и как руководство их к этому поощряет. Вернувшись в Москву, она попыталась донести этот опыт в российские компании, но на нее смотрели, соответствующим образом, и говорили, что у нас такого еще не будет лет 20.
"По последнему исследованию, российские компании мотивируют работников становиться волонтерами, потому что руководство компании считает это действенным инструментом для привлечения и удержания персонала" – сказала в заключении Е. Тополева-Солдунова.
Руковолитель ООО «ЕВМ» - «Единство в многообразии» Е. Мачнев, считает, что
"волонтерство позволяет решать проблему доиспользованности людей, поскольку функциональные обязанности, даже если они очень широки, не позволяют использовать все компетенции человека. Либо человек будет уходить в хобби и другие нерабочие дела, либо работа дает ему возможность реализовать на практике все то, что он умеет, в том числе и добрыми делами. И вторая сторона -
лояльность. Если человек имеет возможность на своей работе реализовать какое-то доброе дело, то у него возникает стойкая положительная связь со своим рабочим местом, что очень важно для удержания персонала".
То, что возможность делать добрые дела находит сильный эмоциональный отклик у людей, подтвердила ген. директор корпоративного благотворительного фонда «Уралсиб» Д.Савина. Вот, что она рассказала: " Корпоративное волонтерство является одним из стратегических направлений социальной ответственности бизнеса для нашей корпорации. Мы начали с простых вещей – общекорпоративных благотворительных акций, которые проводятся одновременно во всех регионах присутствия компании, а это 81 регион России. Потом мы поняли, что не умещаемся просто в рамки акции, стали делать благотворительные декады: к Новому году, Дню защиты детей, Дню знаний. У нас детская направленность, мы помогаем детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Это работает на корпоративную культуру, сплоченность коллектива. Это очень важные вещи".
Директор программ "Пэндилл-Фанд" К. Киселева, также "За" корпоративное волонтерство: "Это уже не просто компания, а сообщество людей, и эффект от такой работы гораздо сильнее".
И последний аспект этического характера, о котором обязательно нужно сказать, подняла в своем выступлении Е. Чернышкова: "Безвозмездная раздача любых видов ресурсов - процесс опасный. Человеку свойственно как помогать другому, так и привыкать, что ему помогают, на это подсаживаться и становиться иждивенцем, и начинать ненавидеть того, кто ему дает, а потом вдруг перестает давать по каким-то, важным для него одного, причинам. Мне более близко понятие "социальные инвестиции" - безвозмездная передача ресурсов направленная на конкретный результат и так, чтобы можно было прийти, спросить и измерить то, куда вы даете. Это очень важная вещь, которую мы все время не договариваем".
Всего в Фестивале участвовало 16 волонтёрских студенческих проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Владивостока, Иркутска, Казани, Ростов-на-Дону, Ставрополя, Твери, Томска, Тюмени, Тулы и Хабаровска.
Восемь из них победили в конкурсе социальных проектов 2007/2008 студенческих команд ведущих вузов страны, участников Федеральной стипендиальной программы БФ В.Потанина и получили гранты от Фонда, другие команды продолжили работу над своими проектами самостоятельно.
Участники работали в самых разных направлениях: социальная адаптация воспитанников детских домов, иппотерапия и анималотерапия при работе с больными детьми, сбор макулатуры среди жителей района города для сохранения лесных богатств, краеведение, интернет-проект для общения и совместной работы молодых учёных, сдача донорской крови, улучшение грамотности речи жителей города, оформление стен города с помощью граффити.
Проект студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета «Правила дорожного движения для детей – ПДД ДД» вошел в число победителей. По статистике, в нашей стране в ДТП ежедневно гибнет 3–4 ребёнка, более 50 получают серьёзные травмы. Ребята решили хоть как-то уменьшить эти трагические цифры через создание обучающей игры, направленной на объяснение детям правил дорожного движения. Игры проводились игры среди школьников младших классов.
Некоторые участники в процессе работы над осуществлением проектов нашли полную поддержку у администрации своего города, другие, наоборот, отметили неоднозначное отношение, в лучшем случае игнорирование. Ребята столкнулись с тем, что бизнес готов поддержать проекты, направленные на проблемные слои населения: детей-сирот, инвалидов, но мало кто интересуется такими слоям, как, например, просто студенчество, которое хочет что-то менять в своей жизни.
За этих ребят, я думаю можно не беспокоиться, у них есть и активная жизненная и стойкая гражданская позиция, а вот многие другие вызывают озабоченность. Завтра, они придут работать не только в бизнес, но и в госструктуры. И, скорее всего, мы опять будем обвинять наших чиновников в равнодушии, инертности и коррупции.