Проба воды по-русски

Автор фото: А. Кульгун

Конец лета отмечен в Русском музее открытием очередной тематической выставки. На этот раз она совпадает и с дождливой погодой в городе, и с жидким началом осеннего художественного сезона.

Идея для экспозиции найдена замечательная: вода, как стихия, как метафора жизни и ее отражение в искусстве. Но воплощение концепции далеко от совершенства, так как почти половина экспонатов не соответствует заявленной теме.
У кураторов выставки произошла явная подмена понятий: вместо того чтобы выставлять артефакты, в которых вода, взаимосвязь и ассоциации с ней являются центральными, они назначают для демонстрации все, что могут найти в запасниках и фондах, - лишь бы вода присутствовала хотя бы на заднем плане произведения. Вместо смысла они фокусируют внимание зрителей на изображении, наслаждаясь игрой "угадайзачемэтоздесь" со зрителем.
В наше время музеи всего мира одержимы идеей привлечения публики на свои выставки, превращая их подчас в развлекательное шоу, а работники отечественной культуры, какая бы ни была у них квалификация, помнят и о своем тонком удовольствии, занимаясь любимой работой. ГРМ один из первых российских музеев, который вызвал интерес у зрителей организацией временных выставок, и один из немногих, кто до сих пор продолжает удерживать внимание к ним нетрадиционными способами.
Данная выставка готовилась целый год. Пробная, только с картинами о пресной воде, - была устроена во французском городке рядом с женевским озером (!), жители которого оказались не только любителями горных речек и ручьев, но и российско-советского искусства. Петербургский вариант трактуется гораздо шире, и в него включены как популярные, так и редко демонстрируемые работы хрестоматийных, актуальных и неизвестных широкой публике художников на темы труда, спорта, борьбы, развлечения, игры, соблазна, пейзажа, мифа, литературного, исторического и библейского сюжета и т.д. в воде, у воды и вокруг неё.
Хотя название и определят концепцию выставки в целом, но экспонаты подобраны музейными работниками таким образом, что либо вода – главный, либо второстепенный "персонаж", либо это смысловая игра на тему воды и полупрозрачные намеки без изобразительного ряда.
Такой эксклюзивный кураторский подход или попросту неразборчивость в выборе превращает выставку в слив разного вида и неравномерного по качеству материала, с обесцениванием сильных и ценных работ и с представлением произведений искусства не как высказывания художника, а как просто картинки и шутки. Вот речка, вот кораблик плывет, а вот кто-то купается. И в результате выставка получается обширная, словно Маркизова лужа, и такая же неглубокая.