Петербург открыли для велосипедистов

СПб. На днях губернатор Петербурга лично опробовала первую в городе настоящую велосипедную дорожку. Вообще же езда на велосипедах в Петербурге была разрешена более 100 лет назад.

О том, что велосипедистам (в XIX веке их называли «циклистами) разрешено ездить по городу, горожанам сообщила в мае 1893 года газета «Петербургский листок. Правда, закрытыми для велосипедных прогулок оказались девять проспектов, в том числе Невский и Вознесенский, и еще несколько улиц центра столицы. Были и другие ограничения. Во-первых, ездить могли лица, достигшие 18 лет. Во-вторых, специальная комиссия выработала правила езды на велосипеде. В-третьих, нужно было получить право кататься на велосипеде по городу. Для чего велосипедисты доказывали свое умение управлять этим транспортным средством, сдавая экзамен. Тем, кто проходил установленные испытания, выдавали именные билеты и свод правил, а также номерные знаки, которые крепили на седле велосипеда. Как писал «Петербургский листок 4 июня 1893 года, «вторая партия велосипедистов сдавала экзамены во дворе градоначальства. Экзамены состояли в исполнении пресловутой «восьмерки. Импорт Петербуржцы ездили в основном на велосипедах иностранных марок. В то время в России еще не делали своих велосипедов. Русские купцы, почувствовав запах денег, стали закупать велосипеды за границей огромными партиями и продавать их в России. И если в 1883 году в Петербурге было всего 50 велосипедов, то к 1 июня 1894 года их насчитывалось свыше 1,8 тыс. А к началу XX века - все 20 тыс. Продажа с колес Самой известной российской фирмой, торгующей иностранными велосипедами, была фирма «Торговый дом Победа. Ее основал купец Танский, получивший образование и предпринимательский опыт за границей (некий вариант современного МВА). Вернувшись в 1892 году в Россию, он открыл в Петербурге свое дело. В отличие от многих других купцов Танский разработал и применил кредитную систему покупки велосипедов. Они оказались доступны многим петербуржцам. Еще летом 1892 года Танский купил для торговли большое помещение, расположенное на углу наб. реки Мойки и Кирпичного переулка (наб. реки Мойки, 61). Здесь же со стороны Большой Морской ул., 12, находился склад, где торговали не только велосипедами, но и запасными частями к ним. При Торговом доме были гараж и мастерская по ремонту велосипедов. Отмечая заслуги Танского и его полезную деятельность, император Николай II пожаловал «Торговому дому Победа звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества. Транспортный налог Любители велосипедов стали объединяться еще в 1882 году. Вступительный взнос составлял 10 рублей, а годовой - 15 рублей. Член общества должен был сам приобрести велосипед, который по тем временам стоил достаточно дорого - от 175 до 200 рублей. Кроме того, нужно было заплатить налог за велосипед, составлявший 5 рублей.
Самый известный салон в Петербурге, где покупали велосипеды 100 лет назад, принадлежал торговому дому «Победа купца Танского на Мойке, 61. Фото: архив «дп