Мечты разбились о бездорожье

СПб. Резкое падение продаж тяжелых и прожорливых внедорожников в США оставляет Россию практически единственным крупным рынком, на котором такие автомобили до сих пор востребованы.

Североамериканский рынок, традиционный для сбыта жадных до топлива пикапов, внедорожников и прочих крупногабаритных автомобилей, из-за роста цен на бензин оказался в глубоком кризисе. Рынок изменил своим привычкам и потребовал небольшие и экономичные машины. В результате три крупнейших американских производителя автомобилей - Ford Motor, General Motors и Chrysler LLC - несут колоссальные убытки. Большие пикапы наряду с внедорожниками еще в апреле занимали 11% американского рынка (всего в США продается около 15 млн автомобилей в год), а в мае - уже 9%. По итогам I квартала этого года их продажи в Америке упали, по разным оценкам, на 20-30%. В ожидании распродаж Изменения предпочтений американских потребителей привели к тому, что Ford объявила о предстоящем сокращении во втором полугодии производства траков и внедорожников на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании, похоже, считают тенденцию долгосрочной. До 2012 года Ford намерена сократить штат сотрудников на 12%, уволив около 40 тыс. человек, и закрыть 14 заводов в Северной Америке, Канаде и Мексике. За первое полугодие 2008 года убытки Ford составили $ 8,56 млрд. И это не смотря на недавнюю продажу индийской Tata Motors брендов Jaguar и Land Rover за $ 2,3 млрд. Похожая ситуация и у General Motors. Компания также сокращает 3,5 тыс. сотрудников, занятых на производстве пикапов и внедорожников, на четырех заводах в Северной Америке. Такое решение приведет к уменьшению производства пикапов на 88 тыс. штук в этом году, а крупногабаритных внедорожников - на 50 тыс. При этом GM, так же как и Ford, намерена продать ряд активов. Что бы спасти бизнес GM от банкротства, компании необходимо привлечь $ 15 млрд. Ведь только в I квартале этого года убытки General Motors превысили $ 3 млрд. Эксперты считают, что первым на продажу может быть выставлено подразделение по производству автомобилей Hummer. Среди возможных покупателей уже называются конкретные компании, среди которых и российские - Группа «ГАЗ и Sollers (ранее - «Северсталь-Авто). Смена сегмента Что касается компании Chrysler, то она также прекращает производство некоторых внедорожников в США. По некоторым данным, к середине 2009 года Chrysler намерена свернуть выпуск модели Jeep Commander. Сейчас убытки Chrysler составляют более $ 2,2 млрд. Кроме сокращения модельного ряда компания объявила о планах увольнения 25 тыс. рабочих. Чтобы выбраться из кризиса, производитель делает ставку на сегмент экономичных автомобилей. Так, Chrysler заключила два соглашения о совместном производстве малолитражек с Nissan и Chery. Японцы в плюсе Между тем японские компании Toyota Motor, Nissan Motor и Honda Motor сообщили о том, что хотя результаты продаж в США отрицательно повлияют и на их отчетность, однако все три компании останутся в плюсе, так как продажи внедорожников и мини-вэнов не являются для них приоритетным направлением на североамериканском рынке.
Для потребителей североамериканского рынка, по финансовым соображениям разлюбивших тяжелые и прожорливые машины, ангелом спасения становится экономичная малолитражка. Фото: reuter