Падающие краны повышают тарифы

СПб. Развитие рынка лизинга крупной строительной техники спровоцировало всплеск интереса к ее страхованию. При этом тарифные ставки незначительно, но растут.

За последние 2 года выросли тарифы на страхование башенных кранов и бетоно-растворосмесителей (в среднем на 5%). Специалисты связывают это с увеличением количества страховых случаев с их участием. «Башенные краны, к сожалению, начали падать, а бетономешалки стали чаще угонять, - поясняет Валентин Смышляев, генеральный директор Первой страховой компании. - Однако ставки возросли незначительно, что объясняется, в первую очередь, общим снижением тарифных ставок во всех секторах страхования имущества юридических лиц, кроме автокаско. Страховка как пропуск Чаще всего строительная техника страхуется опытным застройщиком при строительстве крупных объектов, а полис страхования оформляется на все строительно-монтажные риски компании, включая риски, связанные с эксплуатацией строительной техники. При этом страхуют чаще всего только новую технику. Но практика показывает, что такая политика неверна: страховые случаи наступают чаще при эксплуатации именно подержанного оборудования. Основные случаи падения башенных кранов (только за последние годы в Петербурге произошло не менее пяти крупных падений кранов) связаны с техническим и человеческим факторами. Некоторые аналитики возлагают надежды на вступивший в силу с июля нынешнего года закон о саморегулируемых организациях. Объединения застройщиков, которые и компенсировать незастрахованные убытки должны будут совместно, должны заставить своих несознательных членов страховаться в принудительном порядке. «Планируется, что одним из обязательных условий вступления строительной компании в СРО будет вмененное страхование ее ответственности. Видимо, развитие обязательного страхования в строительной отрасли будет происходить в этом направлении. Сейчас рынок страхования ответственности строителей составляет порядка 3 млрд рублей, а в случае введения обязательного страхования речь пойдет о новом рынке объемом в 5-6 раз больше, - считает Андрей Соколов, ведущий специалист компании «ЛесСтройИндустрия. Дело добровольное Впрочем, многие специалисты говорят о том, что страхования именно строительной техники этот закон в ближайшее время не коснется. «Законодатель может обязать строителя застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, но не способен заставить его оформить страховой полис на используемую спецтехнику, поэтому прогнозировать влияние принятого закона на рост страхования в этом секторе не приходится, - говорит Валентин Смышляев. Оценка надежности Страховать приобретаемую в лизинг технику может как лизингополучатель, так и лизингодатель. При этом страхование техники лизингополучателем может облегчить взаимодействие с банками. «Страхование залогового имущества по закону не является обязательным. С другой стороны, у банка могут быть соответствующие собственные внутренние инструкции и регламенты, предписывающие страховать залоговое оборудование (в том числе и лизинговое). На практике большинство лизинговых компаний сами страхуют предмет лизинга либо в тексте договора перекладывают эту обязанность на лизингополучателя, - говорит Константин Волков, эксперт центра страхования имущества СК «Русский мир.
Чаще всего строители страхуют новую технику, хотя, по данным страховых компаний, наибольшее количество страховых случаев на стройплощадках происходит с подержанным оборудованием. фото: андрей кульгун
5% составил средний рост тарифов на страхование башенных кранов и бетоно-растворосмесителей за последние 2 года.