ПИФы застряли на почте

С марта этого года любой россиянин может приобрести паи некоторых инвестиционных фондов на практически любом отделении Почты России. Однако частные инвесторы пока не спешат нести деньги главе почтового ведомства Андрею Казьмину.

Проект "ПИФ на почте", в марте 2008 года совместно запущенный управляющей компанией "Достояние" (аффилирована со "Связь-Банком") и "Почтой России", пока не оправдывает возложенных на него надежд. За четыре месяца через 42 тысячи почтовых отделений в России были совершены единичные продажи паев, рассказал корреспонденту dpmoney генеральный директор УК "Достояние" Алексей Толстухин.
Причина невысокой отдачи от проекта, по его мнению, в общей ситуации на российском фондовом рынке.
"Рассчитывать, на спрос на таком фоне не приходится, - рассказывает гендиректор УК "Достояние". - Наоборот, и в целом по рынку, и у нас происходит отток пайщиков. Продажи через почту были, но единичные. Во многом это связано и с тем, что настоящей рекламной кампании по этому проекту еще не велось". В компании, по словам Толстухина, посчитали, что деньги, потраченные на продвижение сервиса в нынешних условиях, были бы "зарыты в песок".
Сворачивать проект из-за текущих показателей, по словам Алексея Толстухина, УК "Достояние" не собирается. Тем более что для выведения новой услуги на рынок никакого технического перевооружения на почтах не проводилось, а значит и особых затрат участники не несут. "Пока проект находится в вялотекущем состоянии. Мы по-прежнему планируем развивать его, но, думаю, о какой-то активности можно будет говорить только в следующем году", - делится планами гендиректор УК.
Участники рынка считают, что прямой зависимости между количеством точек продаж и продажами финансовых продуктов нет.
"Вот если бы было больше одинаковых точек в одинаковых по потенциалу регионах с одинаковыми сотрудниками, то тогда бы зависимость была бы линейная, а так все зависит от массы условий", - считает Евгений Очковский, заместитель генерального директора ООО "Универсальный брокер", компании, реализующей проект "Сеть финансовых решений "Цивилизация 41" (входит в ГК "АЛОР").
Осенью 2006 года в компании удвоили количество пунктов продаж – с 18 до 37. "Я бы не сказал, что после этого продажи как-то качественно выросли", - рассказывает Очковский.
Как и Алексей Толстухин, он считает, что "это связано с нынешней ситуацией на рынке". "Клиенты сейчас в основном как минимум воздерживаются от каких-то резких движений, и ждут когда наметится какой-то положительный тренд", - говорит заместитель гендиректора "Универсального брокера".
"Идея проекта "ПИФ на почте" в любом случае замечательная и классная, - считает Очковский. - Вопрос, как она будет реализовываться на практике. Насколько я понимаю, там присутствует достаточно много операционных сложностей, связанных даже не с консультированием, а просто с оформлением документов. Ну и, конечно, многое зависит от того, насколько операционистки будут готовы выполнять еще одну новую операцию. Что касается пайщиков, я не думаю, что сейчас все бросятся покупать ПИФы, тем более у такой компании как "Достояние", которая пока не известна широкому кругу инвесторов".
"Такие проекты, как "ПИФ на почте" больше срабатывают на обслуживание, когда клиент использует эти возможности для расчетных операций и вторичного приобретения, - считает директор Департамента доверительного управления Юниаструм Банка Евгения Лазарева. - А первичная продажа и консультация должна происходить у подготовленных специалистов, которые помогут ему составить грамотный инвестпортфель".
В УК "Достояние", впрочем, не скрывают, что ставка в проекте изначально была сделана на подготовленного клиента.
"Такой фактор, как качество предоставления услуг, безусловно, присутствует. Никто не спорит, одно дело – прийти в офисе управляющей компании, где тебе ответят на любой вопрос. И другое дело – на почту. Понятное дело, что в этом плане почта справок не дает", - рассказывает Алексей Толстухин.
По его словам, если у человека есть вопросы – он может позвонить по "горячей линии" или поискать информацию в Интернете. А туда человек должен прийти "уже осознанно и подготовленный, чтобы оформить конкретную сделку, а не получать консультацию".
"Вопрос не в этом, вопрос в другом. В Москве, например, есть, где паи покупать. Поэтому здесь у нас нет продаж через почту вообще, - объясняет Толстухин. – Мы как раз сделали ставку на регионы, где нет ни агентов, ни управляющих компаний, и люди не могут реализовать свои инвестиционные потребности. А почтовые отделения есть даже в самых отдаленных уголках".
Проект "ПИФ на почте" стартовал 18 марта 2008 года, после того как соответствующее соглашение подписали УК "Достояние", "РТК-Брокер" и ФГУП "Почта России". В рамках проекта в любом отделении почтовой связи можно оплатить любой из четырех паев УК "Достояние". Минимальная сумма инвестиций составляет 10 тысяч руб. Минимальная сумма последующих вкладов – 3 тысячи рублей. Комиссия почты за перевод денежных средств составляет 1%.
Управляющая компания "Достояние" и ООО "РТК-Брокер" входят в группу "Связь-Банка". УК "Достояние" основана в 1994 году. До 15 октября 2007 года ЗАО УК "Достояние" называлось ЗАО "РТК-ИНВЕСТ". Генеральный директор УК с 2005 года - Алексей Толстухин - в 2002 году создал и до 2005 года возглавлял управляющую компанию "Доверие Капитал".
Под управлением УК находистя четыре ПИФа, также компания предоставляет услугу доверительного управления. Офис компании расположен в Москве, агентами по приему заявок являются "Связь-Банк", "Собинбанк" и "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК".
Компании присвоены рейтинги: Рейтинг А — высокая надежность в Рейтинге управляющих компаний Национального Рейтингового Агентства и Рейтинг А — высокий уровень устойчивости УК на рынке доверительного управления, эффективное управление средствами и доверие со стороны клиентов в Рейтинге управляющих компаний "Эксперт РА".