Почем нынче музыка для народа?

СПб. Рынок концертов западных звезд в России парадоксален. Дохода на нем промоутеры, как правило, не получают. Однако с каждым годом число групп, приезжающих в Россию, только увеличивается.

На гастрольно-концертном рынке России более сотни игроков. В Петербурге концерты организуют порядка 15 агентств. Ключевыми же в общероссийском масштабе являются всего четыре компании - SAV Entertainment, Talent Concert International, NCA и PMI. На эти компании в общей сложности приходится около 200 концертов в год. Причем, как правило, самых статусных звезд, гастролирующих в России. Болезни роста Российский гастрольный рынок набирает обороты. Так, Planet Plus (входит в концерн PMI) провела в 2007 году 29 концертов, а за 6 месяцев 2008 года уже 20. NCA организует до 100 концертов в год (раньше было от 60 до 90). «ЕМ Концерт до 2008 года стабильно шел на уровне 12-15 концертов в год - теперь же планирует подтянуться до 20. При этом доля концертов российских исполнителей сокращается. К примеру, Planet Plus в 2006 году организовала 19 концертов российских артистов, а в 2008 году - только четыре. «Стало больше западных звезд первой величины, - констатирует пресс-атташе компании Euroshow Денис Кенев, - в среднем у промоутерской организации проходит 12 концертов в год, каждый четвертый из них - концерт суперзвезды. Деньги на ветер Любопытно, что, как правило, каждый из этих проектов в лучшем случае малодоходен. «Июнь этого года стал убыточным по всей индустрии, - говорит президент группы компании NCA Михаил Шурыгин. - За месяц было сразу несколько больших концертов, залы наполнялись на 60-80%. Из-за этого все компании ушли в минус. «Расходы на каждый крупный концерт - это в среднем $ 2-2,5 млн, - подсчитывает директор промоутерской компании «SP Концерт Игорь Гришин. - В последнее время таких концертов стало слишком много. Зритель не готов три-четыре раза в месяц платить за билеты на концерты мировых знаменитостей - рынок растет, а окупаемость проектов низкая. Билетные сборы с концертов зарубежных артистов в целом по Петербургу составляют примерно 12-15 млн евро в год. Оборот индустрии в Москве и Петербурге директор концертного отдела SAV Entertainment Дмитрий Зарецкий оценивает в 40-50 млн евро. Для сравнения: оборот крупнейшего мирового промоутера - американской Live Nation Inc - только в I квартале 2008 года, согласно официальному отчету компании, составил $ 636,5 млн. Жертва плотного графика Гонорар звезды за концерт в России в несколько раз больше, чем за аналогичный концерт в Европе. Например, NCA заплатило Кайли Миноуг $ 2 млн. Для сравнения: в Европе гонорар Кайли Миноуг составляет 400-500 тыс. евро. Горячий сезон в концертной деятельности в большинстве западных стран приходится на октябрь-ноябрь и февраль-март. Поэтому в Россию многие звезды заезжают летом. «Они просто вписывают Россию в свой гастрольный график, а мы подстраиваемся под них, - поясняет Михаил Шурыгин. Судить о плотности графика звезд первой величины позволяет простой пример. Петербургский концерт мирового тура Rolling Stones A Bigger Bang пришлось отложить на год после того, как гитарист легендарной группы Кит Ричардс упал с пальмы на острове Фиджи. Кстати, в историю мирового шоу-бизнеса тур A Bigger Bang вошел как одно из самых прибыльных мероприятий. Гонорары группы, за 2 года объездившей все злачные и денежные места мира, по данным VOA News, превысили $ 550 млн. Гонорар в Петербурге, по неофициальным данным, составил $ 3 млн. Российский рекорд принадлежит Мадонне. В рамках Confessions Tour за двухчасовой концерт в Лужниках она заработала около $ 5,5 млн. В целом организация ее первого российского концерта обошлась в $ 7 млн. Еще дороже стоит разместить Rolling Stones - с ними приезжает целый городок и до 400 человек обслуживающего персонала! Встретились, поговорили Очевидно, что отбить такие расходы, не говоря уже о прибыли, даже при 50-тысячной толпе зрителей на билетах нереально. Игроки российского гастрольного рынка утверждают, что окупаемость мегамероприятий зависит не столько от билетных продаж, сколько от спонсоров. Например, концерт Мадонны спонсировал «ВымпелКом, Rolling Stones - Связь-Банк. За миллионы долларов, заплаченных за такое спонсорство, компании почти ничего не получают. Например, Связь-Банк получил около сотни билетов и право установить маленькую VIP-палатку для своих гостей на краю площадки. Поэтому зачастую такие траты объясняются другими причинами. «Это дало хорошую возможность пообщаться с деловыми партнерами в неформальной обстановке. А одним из главных инициаторов участия в мероприятии стал наш экс-президент Геннадий Мещеряков, являющийся фанатом группы, - рассказала Светлана Паничева, руководитель пресс-службы банка.
«За месяц было несколько больших концертов. Но все равно компании ушли в минус. Михаил Шурыгин, президент компании NCA