Менделеев совершил полет к звездам

СПб. Примерно в такое же лето, как нынешнее, но 205 лет назад, в небе над Петербургом появился первый воздушный шар. Достигнув высоты в 2 тыс. м, он опустился недалеко от Малой Охты.

Управлял шаром французский воздухоплаватель Анре Жак Гарнерен. После него в петербургское небо поднимались еще не раз. И всегда за полетами следили сотрудники военного ведомства, надеясь когда-нибудь использовать шары в своих интересах. Лишь спустя 66 лет после первого полета, в декабре 1869 года, военные организовали специальную комиссию по воздушным шарам. Опыты продолжались еще 6 лет. Война с Турцией почти на десятилетие отодвинула использование шаров в военном деле. Шары из Парижа Первую команду военных воздухоплавателей, состоявшую из двух унтер-офицеров и 20 рядовых солдат, собрали к февралю 1885 года. Во главе ее поставили поручика Александра Кованько, впоследствии ставшего генерал-лейтенантом. Именно он был инициатором создания команды российских воздухоплавателей. С мая по октябрь команда изучала новое дело. Свободный полет, в котором участвовал поручик Кованько с двумя товарищами, состоялся 6 октября 1885 года. В статье «Поднятие воздушного шара «Петербургская газета писала: «Вчера совершен подъем воздушного шара, привезенного генералом Бересковым из Парижа. Наполнение аэростата газом было в Газовом Обществе столичного освещения. Наполнение газом производилось около часа. В первом часу дня в прикрепленную к шару корзину уселись офицеры саперного батальона поручик Кованько и подпоручик Трофимов. С ними уселся также известный воздухоплаватель господин Рудольф, и шар по команде поднялся. Ветер был небольшим. Шар понесло по направлению к Ораниенбауму. За 5 часов он пролетел 200 километров. В следующем году уже ни одни военные маневры не проходили без участия воздухоплавателей. А еще через год, в августе, в день солнечного затмения, которое произвело, по данным газет того времени, сильное впечатление на петербуржцев, в небо на воздушном шаре поднялся Дмитрий Менделеев. За что французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом, украшенный девизом «Так идут к звездам. Шелк в масляной краске Активному развитию российского воздухоплавания мешало отсутствие специальной материи для оболочки воздушных шаров. Ее делали из шелковой или хлопчатой ткани и покрывали масляной краской. В Германии для шаров использовали трехслойную прорезиненную ткань. Такую же ткань могли делать и на петербургской фабрике товарищества «Российско-Американской резиновой мануфактуры («Треугольник). Но в товариществе долго отказывались от заказа. Только в середине 1890-х сотрудники воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления убедили предпринимателей наладить производство прорезиненных тканей. В итоге материал оказался настолько хорош, что фирма получила ряд заказов в Германии. Прогресс науки и техники в конце XIX - начале XX века способствовал перерождению шаров и аэростатов в дирижабли.
В XX веке воздушные шары стали использовать в рекламных целях. Фото: trendмихаил спицын