00:0028 июля 200800:00
30просмотров
00:0028 июля 2008
СПб. Примерно в такое же лето, как нынешнее, но 205 лет назад, в небе над Петербургом появился первый воздушный шар. Достигнув высоты в 2 тыс. м, он опустился недалеко от Малой Охты.
Управлял шаром французский воздухоплаватель Анре Жак Гарнерен. После него в
петербургское небо поднимались еще не раз. И всегда за полетами следили
сотрудники военного ведомства, надеясь когда-нибудь использовать шары в своих
интересах. Лишь спустя 66 лет после первого полета, в декабре 1869 года, военные
организовали специальную комиссию по воздушным шарам. Опыты продолжались еще 6
лет. Война с Турцией почти на десятилетие отодвинула использование шаров в
военном деле.
Шары из Парижа
Первую команду военных воздухоплавателей,
состоявшую из двух унтер-офицеров и 20 рядовых солдат, собрали к февралю 1885
года. Во главе ее поставили поручика Александра Кованько, впоследствии ставшего
генерал-лейтенантом. Именно он был инициатором создания команды российских
воздухоплавателей.
С мая по октябрь команда изучала новое дело. Свободный
полет, в котором участвовал поручик Кованько с двумя товарищами, состоялся 6
октября 1885 года.
В статье «Поднятие воздушного шара «Петербургская газета
писала: «Вчера совершен подъем воздушного шара, привезенного генералом
Бересковым из Парижа. Наполнение аэростата газом было в Газовом Обществе
столичного освещения. Наполнение газом производилось около часа. В первом часу
дня в прикрепленную к шару корзину уселись офицеры саперного батальона поручик
Кованько и подпоручик Трофимов. С ними уселся также известный воздухоплаватель
господин Рудольф, и шар по команде поднялся.
Ветер был небольшим. Шар
понесло по направлению к Ораниенбауму. За 5 часов он пролетел 200 километров. В
следующем году уже ни одни военные маневры не проходили без участия
воздухоплавателей. А еще через год, в августе, в день солнечного затмения,
которое произвело, по данным газет того времени, сильное впечатление на
петербуржцев, в небо на воздушном шаре поднялся Дмитрий Менделеев. За что
французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом,
украшенный девизом «Так идут к звездам.
Шелк в масляной краске
Активному
развитию российского воздухоплавания мешало отсутствие специальной материи для
оболочки воздушных шаров. Ее делали из шелковой или хлопчатой ткани и покрывали
масляной краской. В Германии для шаров использовали трехслойную прорезиненную
ткань. Такую же ткань могли делать и на петербургской фабрике товарищества
«Российско-Американской резиновой мануфактуры («Треугольник). Но в
товариществе долго отказывались от заказа.
Только в середине 1890-х
сотрудники воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления убедили
предпринимателей наладить производство прорезиненных тканей. В итоге материал
оказался настолько хорош, что фирма получила ряд заказов в Германии.
Прогресс
науки и техники в конце XIX - начале XX века способствовал перерождению шаров и
аэростатов в дирижабли.
В XX веке воздушные шары стали использовать в
рекламных целях.
Фото: trendмихаил спицын