Долго гнать велосипед

Велосипед не роскошь, а жизненная позиция!

Почему плохо живется велосипедисту в России? Во-первых, у нас нет велодорожек - даже в Москве и в Петербурге. В свое время столичное правительство пыталось ввести их на окраинах города, но вскоре и они были заняты машинами. К тому же велосипедисту негде припарковать своего - подчас недешевого - товарища. Хотя построить такие стоянки совсем недорого, стоимость постройки автопаркинга - раз в 40 выше как минимум. Много ли надо долларов, чтобы врыть в землю металлическую полускобку? Потому, к примеру, в Японии под это дело заведена специальная государственная программа. Редкий велосипедист сможет пройти в метро, затащить «колеса в электричку, а в аэропорту ему предложат оплатить провоз негабаритного багажа, не включая его в общий. На велосипедиста в нашей стране до сих пор смотрят как на энтузиаста-одиночку. Что такое успех? Квартира и машина. К чему нужен какой-то велик, на котором, казалось бы, катаются только подростки и спортсмены? При этом количество московских велосипедистов исчисляется миллионами (по некоторым оценкам, до 4 млн). В Петербурге число велосипедистов уже несколько лет назад превысило миллион. По ПДД велосипедисты приравнены к вьючным животным и перегонным стадам скота - они имеют право двигаться в крайней правой полосе «в один ряд возможно правее. Что у нас там? Правильно, ряды припаркованных машин. До сих пор некоторые из автолюбителей думают, что велосипед должен ехать по тротуарам, хотя это строжайше запрещено. Между тем Москва близка к транспортному коллапсу, в Петербурге уже собираются строить подземные дороги, а в моей родной Казани транспортная реформа до сих пор является предметом горьких шуток. Кстати, рассказывают, что в эпоху Советов существовал проект велополитена: надземные прозрачные крытые эстакады, которые могли работать круглый год. Идея не прижилась. И сейчас шансов на ее жизнь еще меньше. Лучше четвертое транспортное кольцо, чем велодорожки в центре. А как у них? Как обычно, мы можем только смотреть и вздыхать в сторону цивилизованной Европы и Америки. В Париже велосипед можно арендовать всего за один евро. В городе 300 километров велодорожек, а потому количество друзей двухколесного товарища растет там в геометрической прогрессии, причем многие из велолюбителей предпочитают ездить только на нем. В Голландии велосипед превратился в национальный символ. Треть всех поездок нидерландские граждане осуществляют на нем. Все тротуары днем забиты велосипедами, на них ездят и мамаши с детьми, и офисные клерки. Не дай бог прохожему встать на велосипедную дорожку! Сначала звонок, потом крик, столкновение - и водитель в данном случае совершенно не виноват! Кстати, голландские футбольные фанаты во время матчей при участии Германии любят покричать: «Верните наши велосипеды! Говорят, во время войны немецкие патрули топили велосипеды в каналах. В Дании можно взять байк напрокат и вовсе даром - опустив монетку в залог. Правда, так можно получить в пользование байк не слишком хорошего качества - за аренду хорошего велосипеда придется все же заплатить. Известен случай, когда на встречу с делегацией правительства Москвы приехала женщина в джинсах, майке и на велосипеде. Это была вице-мэр Копенгагена. В Германии после 7 вечера в будни и все выходные велосипед можно бесплатно возить на трамвае или в метро. Замечали откидные места в тамошних вагонах? Около них можно легко пристегнуть велосипед. Когда разрушенную войной страну перестраивали, на новых дорогах появились и места для велосипедистов (пример тому - университетский Мюнстер, велосипедная столица Германии). Хорошо в Германии и то, что у места пересечения велодорожки с асфальтом водители авто должны притормаживать. На перекрестках преимущество у велосипедистов. Вдоль дорожек много скамеек для отдыха. Велосипеды в Европе недешевы, но неплохие байки можно купить на блошиных рынках - потертые, старые, но вполне работоспособные. Кстати, на велосипедах ездят полицейские США, Австралии, Германии, Исландии, Канады. У нас веломилиционеров можно встретить в Краснодарском крае. Критическая масса Одной из форм борьбы за свои права российские велосипедисты выбрали явление под названием «Критическая масса. Оно пришло из Соединенных Штатов, из Сан-Франциско, где в 1992 начались акции протеста против засилья автомобилей. Во время КМ множество велосипедистов едет по дороге, а машины вынуждены томиться в пробках. Несколько таких КМ прошло в столицах и в регионах, вызвав живой интерес у прессы и неоднозначную реакцию в велотусовке. Ведь, к сожалению, зачастую «критическая масса превращается в «хулиганскую массу - то же случилось и в других странах, но чуть позже, после того как власти уже пошли навстречу велосипедистам. У нас же такие акции создают скорее негативное представление о велосипедистах. Ведь многие из них и так постоянно нарушают правила на дороге: автомобилисты их в грош не ставят, зато милиционеры эти гроши не отбирают. Так что езда на красный свет скорее правило, чем исключение. Многих привлекает и езда в пьяном виде - за руль не сядешь, а вот на седло, вроде бы, можно. Велосипедисты на права не сдают, правил не учат, а надежды на их дисциплинированность нет. Впрочем, нередки и случаи, когда трезвого ночного велолюбителя может «по-злому подрезать водитель иномарки, чтобы тут же уехать вдаль с чувством выполненного долга. Однако столько же виноватых, судя по милицейским отчетам, и среди самих байкеров. К чему ненависть, к чему экстремизм, даешь позитив и четкую программу действий! Все водители должны узнать о правах велосипедистов, чиновники должны понять, что эта маленькая двухколесная конструкция - решение многих их проблем малыми средствами, а сами велолюбители - превратиться в образец для подражания. Говорить конкретно, что именно этот тип велосипеда подойдет для города, весьма затруднительно. На «Каме, «Аисте или «Украине люди катаются за полярный круг и в другие страны! Что выбрать? Популярный горный велосипед предназначен для местности с сильно пересеченным рельефом - на таком можно «прожить весь уикенд. Кому-то подходят сити-байки, на которых удобно неспешно ехать на работу или по парку, сидя на пружинистом седле. Другие предпочитают гонять по городу на гибридах (что-то среднее между горным и шоссейным). На них можно кататься по песку и гравию, они быстрее горных. Для пляжных прогулок купите себе круизер - одна скорость, менее накачанные покрышки. Шоссейные же велосипеды нужные выносливым участникам многодневных марафонов - вряд ли вы захотите начать веложизнь с попытки побить рекорд Тур Де Франс. По правой полосе Власти уже давно обещают построить велодорожки в городских парках, среди которых Юнтоловский заказник, Пискаревский парк, парк 300-летия Петербурга, Сосновка. Согласно документам общая протяженность дорожки в Сосновке должна составить 8 километров, ширина дорожки - 3 метра. Пока, однако, дело не идет дальше постановлений на бумаге. Увы, у велосипедистов в Петербурге явно нет своего влиятельного лобби. Главное - ехать по правой полосе и чаще смотреть в зеркало. Таким способом относительно спокойно можно переместиться от проспекта Ветеранов до Петроградки. Тем не менее рекомендуем для начала опробовать район ЦПКиО и Приморский парк победы. Или ближайшие пригороды, вроде Сестрорецка. Кроме того, купите себе правила дорожного движения, выучите предупреждающие знаки. Наденьте на рюкзак светоотражающий чехол, на себя - беговую светоотражающую жилетку, оборудуйте велосипед задним фонарем и передней фарой. Уступайте дорогу. Ездите на той же скорости, что и весь транспортный поток. Обращайте особое внимание на проезд перекрестков, не стесняйтесь на время «стать пешеходом. Не слушайте плеер и не пейте.
Один знакомый вот уже две недели ходит с перевязанной рукой. Ехал на велосипеде и сломал. Вылечится - снова сядет и поедет. Потому что принципы.
«Был проект велополитена: надземные прозрачные крытые эстакады, работающие круглый год.
Соблюдаю правила и надеюсь на удачу.
Михаил Семенов, лидер группы «Декабрь - Я езжу уже 4 года. Как-то стало некомфортно мне в общественном транспорте перемещаться по одному и тому же маршруту! К тому же хотелось двигаться, получать физические нагрузки. Вначале ездил по пешеходным дорожкам, но это, как понимаете, не очень возможно. Поэтому теперь - по дорогам, надеясь на удачу, соблюдая правила, понимая, что человек хрупкий, а машины лихачат. К сожалению, на концерты пока не приезжаю - у меня гитара и аппаратура, с этим трудно. У меня, кстати, растабайк - то есть велосипед изначально был куплен в авторском варианте, это был такой круизер, который мы потом с ребятами еще 3 года дорабатывали. За город пока не выезжаю - мне и Петербурга хватает, и так приходится объезжать каждую кочку
Андрюс Венцлова, медиахудожник, дизайнер - Катаюсь я детства, разумеется. А будучи взрослым, первый велосипед купил в 1987-м. Тогда автомобилисты велосипед вообще не считали за вид транспорта. И меня даже однажды сбили «Жигули, я ходил в гипсе Сейчас ситуация стала получше, водители покультурнее, ведь некоторые и сами хотя бы на даче ездят на велосипеде. Помнится, в 1998 году клуб «Грибоедов сделал календарь, организовал «Городскую велокоманду, потому что все тогда катались на великах. А сейчас пересели на автомобили. Лично я, если бы были возможности, вообще ограничился только велосипедом. Езжу я аккуратно, всегда пропускаю. Хотя, конечно, сильный должен уступать слабым, но лучше сохранить здоровье