Вступление в ВТО может снизить цены

За последнее время немало говорится о негативных последствиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для отечественных компаний. Что касается автомобильного рынка страны, то процесс вступления не скажется на нем существенным образом. Наиболее заметные последствия в виде усиления конкуренции могут ощутить местные автопроизводители, покупатели могут отметить небольшое снижение цен, а работа дилеров продолжится без изменений.

Реальная экономия Для автопроизводителей вступление России в ВТО означает изменение таможенных пошлин. В среднем для автомобильной отрасли таможенные пошлины сейчас находятся на уровне 25%, тогда как при вступлении в ВТО этот показатель снизится до уровня 15%. Экономия будет реально ощутимой, потому что в автобизнесе, в отличие от сектора электроники, легкой промышленности, FMCG, серые схемы обхода таможенных пошлин не распространены. Реальную экономию могут получить те компании, которые сейчас платят пошлины по белым схемам. У них появится возможность снизить цены на свою продукцию. Правда, в рознице снижение цены может достичь не более 5%, что может быть интересно только для покупателей автомобилей экономкласса. Падение цен Сейчас на активно растущем рынке разница в цене в 5% не является существенной, кроме того, производители вряд ли будут снижать цены, когда на их продукцию и без того высокий спрос. Пример - открывшийся в ноябре прошлого года завод Volkswagen в Калуге. Промышленная сборка модели Passat позволила снизить затраты производителя на 20-30%, при этом цена на автомобиль в рознице изменилась всего на 4-5,2%. Разница - это премия производителю, который сможет быстрее окупить инвестиции в сборочное предприятие. Если Россия не будет тянуть и вступит в ВТО до 2010 г., снижение цен на автомобили вряд ли произойдет, поскольку к тому времени рост рынка будет продолжаться. Однако, если вступление будет перенесено на следующее десятилетие, высокий уровень конкуренции на автомобильном рынке, который прогнозируется к тому моменту, заставит импортеров автомобилей снижать цены. Для российской автопромышленности наиболее удачным будет первый вариант, так как рост рынка сгладит усиление давления со стороны импортных автомобилей. На примере Китая Стоит отметить, что усиление конкуренции на автомобильном рынке так или иначе может привести к снижению цен на автомобили, в данном случае вступление России в ВТО не является главной причиной. Например, Китай вступил в ВТО в 2002 г., однако это не повлекло за собой одновременного снижения цен на иномарки, поскольку спрос на машины был очень высоким и рынок активно развивался. Только начиная с 2005 г., когда рынок оказался насыщенным как китайскими, так и всеми мировыми автобрендами, производители начали снижать цены. Так, с 2005 по 2008 г. цены на многие автомобили в Китае снизились на 30%. Снижению цен способствовал процесс создания сборочных производств иномарок в стране. Сейчас многие иностранные автомобили, которые продаются в Китае, производятся там же, а уровень локализации производства, например, Volkswagen Passat достигает 95%. Дилеры не пострадают На работе официальных дилеров автомобильных компаний вступление страны в ВТО не скажется значительным образом. Унифицированные таможенные стандарты позволят дилерам обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Не стоит ожидать и прихода крупных дилерских сетей из-за границы, которые могли бы поглотить местных игроков, поскольку таких сетей за рубежом не так много и они действуют в основном на своих локальных рынках. Даже если кто-то из независимых дилеров и придет на российский рынок, то они ограничатся покупкой одного-двух дилеров в столице и паре крупнейших городов России. Но в целом этот процесс также не зависит от вступления России в ВТО. Резюмируя, следует еще раз подчеркнуть , что вступление России в ВТО не окажет существенного влияния на автомобильную отрасль в целом. Российская автомобильная отрасль в настоящее время переживает этап бурного развития, рынок растет на 20-30% в год, его структура быстро меняется - от дешевых устаревших моделей к более дорогим и современным. В последние годы в России созданы десятки сборочных предприятий, объем выпуска российских автомобилей растет опережающими рынок темпами. Однако темпы роста рынка сохранятся еще в течение 3-4 лет, а затем динамика роста замедлится. Собственно, эти изменения гораздо более значимы для участников рынка, чем вступление в ВТО. Андрей Новиков, исполнительный директор консалтингового агентства SOLO CONSULTING
Унифицированные стандарты позволят обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Фото: РОМАН КИТАШОВ
«С 2005 по 2008 г. цены на многие автомобили в Китае снизились на 30%