Испытание госэкзаменом

Спустя 6 лет после начала эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) недовольство школьников и родителей достигло апогея.

В этом году оно не только выплеснулось в виде десятков тысяч апелляций в различных регионах страны и запросов в Конституционный суд РФ (см. текст вверху справа), но и породило конкретный законопроект, внесенный на этой неделе в Госдуму, который отменяет обязательную сдачу ЕГЭ. Представители средней и высшей школы скептически оценивают шансы документа быть принятым, при этом они отмечают, что система прохождения единого госэкзамена нуждается, как минимум, в серьезных доработках. Дело добровольное Авторы законопроекта - председатель Совета Федерации РФ, справедливоросс Сергей Миронов, а также коммунисты заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин и вице-спикер Госдумы Иван Мельников. В документе говорится о том, что проведение единого экзамена должно быть добровольным - по желанию выпускника. Помимо тестирования в форме ЕГЭ законопроектом предусматривается традиционная форма прохождения экзаменов. При поступлении в вузы обе формы будут действительны. При этом документы о сдаче ЕГЭ могут приниматься вузами как дающие дополнительные преимущества абитуриентам (возможно - бонусные баллы). По ряду предметов (литература, история, естествознание) предлагается вообще не проводить ЕГЭ. Кроме того, в проекте закона прописано, что в вуз абитуриент подает портфолио с оценками за полугодия в старших классах школы, дипломами, грамотами и творческими работами. Законопроект будет рассмотрен Госдумой на осенней сессии. Коммунисты уже объявили о том, что в сентябре они намерены провести ряд акций в его поддержку. Однако, как собщил «ДП депутат Госдумы РФ от «Единой России Павел Медведев, едва ли думское большинство в лице его однопартийцев проголосует за принятие законопроекта. Стрессы для всех «Когда ЕГЭ только собирались вводить, я активно возражал против этого, - говорит Павел Медведев. - Во-первых, потому, что практически все учителя, с кем я общался, выступали категорически против единого госэкзамена. Во-вторых, когда я прочел вопросы ЕГЭ по математике, то пришел в ужас. В-третьих, я и сейчас убежден, что хорошие вузы должен отбирать себе студентов «штучно (вне зависимости от того, проникла коррупция в вуз или нет). А проверить истинные знания абитуриентов можно только на специальном экзамене, но не на ЕГЭ. Тем не менее сейчас я против отмены единых госэкзаменов. Система уже введена, что теперь - возвращаться назад? К тому же есть один аргумент сторонников ЕГЭ, который я разделяю, - огромное количество медалистов из регионов усложняет прием в вузы. ЕГЭ как однородная система борется с этой ситуацией. Людмила Мардер, директор Второй петербургской гимназии, считает, что заложенные в ЕГЭ принципы (равные права, прозрачность) можно только приветствовать. И, тем не менее, нельзя сказать, что с ЕГЭ все идет гладко. Например, некоторые предметы предполагают способность ученика аргументировать, а тестовая форма этого выявить не может.
Против ЕГЭ россияне митинговали еще в 2004 году, однако до разработки законопроекта, отменяющего обязательность этого экзамена, дело дошло только сейчас. Фото: interpress
«Хорошие вузы должны отбирать себе студентов «штучно. А проверить истинные знания абитуриента можно только на специальном экзамене, но не на ЕГЭ.