Пиво требует отстоя

ДАЙДЖЕСТ. За первый квартал 2008 года темпы роста производства пива составили всего 2,3% — это минимальные показатели с посткризисного периода. Производство и потребление пива в России вплотную приблизилось к европейскому, в дальнейшем темпы роста будут только снижаться.

Рост рынка по итогам всего года составит максимум 5%, прогнозируют аналитики. До этого медленнее всего — на 6% — рынок рос в 2005 году, когда в силу вступили серьезно ужесточившие требования к рекламе пива поправки к закону "О рекламе".
Согласно опубликованным на прошлой неделе данным Росстата, производство пива в России за первое полугодие этого года составило 583 млн дал, при этом в июне производство пива выросло всего на 0,3% по сравнению с июнем 2007 года, а рост производства в сравнении с первым полугодием 2007 года составил 2,3%. Заявленные темпы роста — самые низкие за последние несколько лет. Например, по итогам первого полугодия 2006 года производство пива выросло на 5,8%, за весь 2006 год — на 9,8%, в 2007 году эти показатели составили 29,8% и 16% соответственно.
Ежегодные темпы роста в 15-20% в посткризисный период объяснялись изначально низкой стартовой производственной базой и крайне благоприятной макроэкономической конъюнктурой. Но с учетом того, что на сегодня уровень потребления пива в России приблизился к уровню развитых стран (75-80 л на душу населения), замедление темпов роста естественно, уверены эксперты.
В условиях насыщения рынка и общего удорожания стоимости бизнеса, связанного с ростом рекламных затрат, производители пива вынуждены "капитализироваться на существующих марках": выпускать суббренды или обновлять упаковку. Так, компания Efes в первом полугодии 2008 года выпустила суббренды своих марок — три вариации "Старого мельника" ("Из бочонка мягкое", "Футбольное") и одну "Белого медведя" ("Живой"). К тому же по данным отчета Союза пивоваров, за первое полугодие провели рестайлинг практически все национальные пивные бренды: "Бочкарев", "Толстяк", "Арсенальное", "Сокол" и др.