Страна тысячи озер и яхт-клубов

СПб. Петербуржцу хранить яхту или катер в зимний период рядом с домом объективно негде. Но есть альтернатива: финские ангары. Чем они хороши и чему нам у финнов поучиться?

Впрочем, в теплое время года тем владельцам маломерных судов, которые часто ими пользуются, все же выгоднее воспользоваться услугами петербургских яхт-клубов и причалов - несмотря на то что их все еще очень немного. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что держать лодку в Суоми в течение года сегодня уже не выгодно: таможенные льготы, которые распространялись на тех, кто швартовался часть года в Финляндии, а часть (собственно 3-4 месяца навигационного сезона) в России, теперь отменили. При этом Петербург стал потихоньку «подтягиваться в яхтенном деле, предлагая уже качественно новые причалы, заправки на воде и какую-никакую инфраструктуру. Правда, по соотношению цены и качества мы пока очень далеки от северных соседей. Некуда идти В Финляндии наряду с миллионом яхт, сотнями яхт-клубов и плавучих заправок есть такие, казалось бы, элементарные структуры, как охраняемые «паркинги для яхт, причем в самом центре Хельсинки. Можно приплыть, сходить перекусить в ближайший ресторан и плыть себе дальше. В Петербурге о таких удобствах можно только мечтать. Ведь причалов в центре города немного, что уж говорить о Ленобласти. «Эта одна из причин, по которой многие владельцы яхт держат их по ту сторону границы. Ведь сходить на собственной посудине, например, в Шлиссельбург или Старую Ладогу невозможно в принципе. Во-первых, негде сойти на берег. Во-вторых, там нет ни одной заправки. И если большое судно еще может взять с собой дополнительную канистру, то маленькое - нет. Соответственно, ходить на собственном катере или яхте все равно придется в финскую сторону. А раз так, резонно думают многие, то зачем держать лодку здесь, если финны за меньшие деньги за ней присмотрят, да еще и сервисом необходимым обеспечат. Это при том, что на машине добраться до ближайшей стоянки, скажем на озере Сайма, можно за 3-4 часа, - рассуждает Дмитрий Виноградов, директор компании «Ринго тур. Строим свой сервис С тем, что ситуация с яхтенной инфраструктурой постепенно улучшается, но отнюдь не такими темпами, как бы того хотелось, согласны большинство специалистов. Правда, одни более оптимистичны, другие - менее. Далеко не все вообще согласны с такой постановкой вопроса. Часть специалистов (и среди них даже некоторые владельцы причалов, которым, по идее, было бы выгодно заманивать владельцев катеров и яхт к себе) говорят, что за деньги, которые вынуждены платить яхтсмены нашего города за очень скромный уровень сервиса, в Финляндии можно стать резидентом весьма престижного яхт-клуба. «Все, в чем мы приближаемся к финнам, так это причальные стенки, которые хотя бы не разваливаются под ногами, как это было раньше. И очередей в единственный в клубе туалет, как было еще совсем недавно, слава богу, нет. В остальном все пока еще очень плачевно. Именно поэтому в Таллинн ежегодно заходит до 50 тыс. яхт, а в Петербург - не больше 300, - рассказывает Сергей Суслин, совладелец группы компаний «КатерДилер. Качественно улучшить ситуацию могут лишь инвестиции в строительство причалов. Хотя бы такие, как в Москве. Там в гораздо более скромных природных условиях (кроме как по водохранилищам ходить негде) создается все больше вполне приличных даже по европейским меркам яхт-клубов. Правда, именно благодаря этим самым природным условиям строить стоянки для яхт в нашем городе значительно дороже. Эксперты говорят, это вызвано тем, что нужно строить защищенные марины, а это львиная доля затрат на строительство. Плюс гостиницы, мастерские, заправки. Такие большие деньги найти довольно сложно. Поэтому у нас если и строят, то небольшие по размерам причалы - пока ровно на столько, на сколько средств хватает.
На машине добраться из Петербурга до ближайшей яхтенной стоянки на озере Сайма можно за каких-то 3-4 часа. Фото: PHOTAS