Регистрация судов ждет участия сверху

СПб. Индивидуальный яхтинг стал зарождаться в России в начале 1990-х. Однако законодательство, касающееся содержания и эксплуатации частных судов, по-прежнему противоречиво.

С 2005 года ГИМС России передана в ведение МЧС России. Сегодня регистрация маломерных судов проводится на основании приказа МЧС России от 29.05.2005 г. 500 «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В них сказано, что ГИМС имеет право регистрировать все типы маломерных судов, кроме пассажирских, военных, наливных, а также прогулочных парусных и спортивных судов. Таким образом, регистрация парусных судов находится в компетенции Российского речного регистра, ведении Речной судоходной инспекции, поле деятельности которых - наши судоходные внутренние пути. Во-первых, рассматривать парусные прогулочные суда, как и спортивные суда (то есть парусные яхты), вместе с военными судами - абсурдно само по себе. Во-вторых, яхта - это все же судно для моря, каждый яхтсмен грезит о нем, планирует морские походы. Речники же во всех вопросах, связанных с техническими требованиями и требованиями безопасности к потенциально морской яхте, не компетентны вовсе. У Речного регистра отсутствуют утвержденные технические требования, предъявляемые к парусным судам. В Петербурге, как и в других приморских городах, в составе ГИМС есть специальный отдел по государственному и техническому надзору за судами морского района плавания. Поэтому ГИМС приморских городов регистрируют парусную яхту как морское прогулочное судно. При этом важно, чтобы вместимость его не превышала 12 человек. А вот яхты, зарегистрированные судоходной инспекцией, например в той же Москве, идут, конечно, в море, хотя такого права и не имеют. Так нелепо построено наше законодательство. Противоречия на этом не заканчиваются. Так, сегодня в принципе не существует спортивных судов, потому что законодательством не определено понятие «спортивное судно, как не существует и Спортивного судового регистра России, занимающегося регистрацией и контролем за техническим состоянием спортивных парусных судов. Спортивное судно - это судно, построенное по правилам спортивного судостроения, имеющее мерительное свидетельство и предназначенное исключительно для занятий спортом. Подавляющее большинство яхт, находясь в собственности яхт-клубов, и были спортивными. Потом яхты распродали, они находятся в частных руках, и владелец заявляет свое судно как спортивное. Но сейчас это нелегитимно. Регистрацией спортивных судов мог бы заниматься Роскомспорт, как прежде делал Спорткомитет, но он отказывает. Для того чтобы работать в рамках закона, вопрос необходимо решать на федеральном уровне. Константин Пашинский, главный государственный инспектор по маломерным судам Санкт-Петербурга