Лодки ищут уюта причалов

СПб. У нас пока только начинают появляться качественные стоянки для катеров и яхт. И хотя сервиса в них пока нет, а требования по экологичности не соблюдаются, мы стремимся к евростандартам.

В частности, экологический знак «Голубой флаг получили пока только два яхт-клуба: «Франкарди (или «Петровский, что на наб. реки Ждановки) и яхт-клуб «Балтиец (подробнее см. материал на полосе). Этот знак гарантирует, что его обладатель не загрязняет окружающую среду. Подразумевается, что все прочие так или иначе это делают. «Это и неудивительно. В наших яхт-клубах (даже позиционирующих себя как элитные) не хватает самого элементарного, например устройств для утилизации отходов с яхты или катера, - рассуждает Сергей Суслин, совладелец группы компаний «КатерДилер. - Их приходится просто выбрасывать. Сами понимаете, это не слишком полезно для окружающей среды. Мы находимся просто в XIX веке по этому показателю! О заправках и говорить нечего. Нужно пройти, образно говоря, 34 инстанции, чтобы таковые установить. Я своими глазами видел многостраничный документ с требованиями, которые необходимо выполнить, чтобы открыть всего пять заправок на воде. Пока сохранится такая волокита, ни о каком улучшении ситуации говорить не приходится, - считает он. Столичный пример Однако пример Москвы показывает, что при наличии денег у инвесторов и понимания у чиновников можно создать вполне сносную для российских условий инфраструктуру. «В Москве я лично знаю пять-семь яхт-клубов, которые вполне можно назвать именно яхт-клубами. Там есть и крытые эллинги, и рестораны, и спортивные залы с бассейном, - рассказывает Виктор Петренко, генеральный директор компании «Марина Сервис. - В каждом есть заправка и несколько сервисменов, которые смогут в случае необходимости отремонтировать ваше судно. Проблема лишь в том, что крупные аварии ликвидировать они не могут - квалификации не хватает, приходится вызывать мастеров из самой столицы и даже из других стран. Как вы сами понимаете, это весьма недешево. Кроме того, содержание большой яхты в таких клубах обойдется ежегодно в 10% от стоимости самой яхты. Но в Петербурге пока даже этого нет, - сетует он. Действительно, абсолютное большинство существующих петербургских яхт-клубов предоставляют лишь места для «парковки судов, а вот ремонт - это в основном забота хозяина лодки. Лишь в двух заведениях клиенты могут получить сервисное обслуживание по предварительным заявкам. Правда, под Петербургом, в Зеленогорске, уже на днях открывается новый яхт-клуб «Терийоки, и как раз в нем, по отзывам участников рынка, будет современная марина, оборудованная по всем европейским требованиям, с сервисом и площадкой для зимнего хранения. «Насколько я знаю, в петербургских яхт-клубах самое мощное оборудование - это десятитонные краны. А должен быть хотя бы один для яхт в 100 и 150 т. Причем даже один - это смешно, но увы, я знаю единственный яхт-клуб в Подмосковье, который располагает подобной техникой. Пока их не будет много, мы будем отсталой в плане развития яхтинга страной, - считает Леонид Кац, директор по маркетингу компании «Звезда Балтики.
Как правило, содержание большой яхты в европейских клубах обойдется ежегодно в 10% от стоимости самой яхты. фото: АРХИВ «ДП