«Яхтогражданка» - дело добровольное

СПб. Полис страхования гражданской ответственности для яхт можно сравнить с ОСАГО. При этом следует закладывать в полис большие лимиты и тщательнее следить за набором рисков.

Полис ОСАГО содержит заведомо четкий перечень рисков, за которые отвечает страховщик. Список исключений минимален, и, как правило, потерпевший всегда получит деньги за «железо, если только авария не была подстроена или водитель не был пьян. В случае с яхтами риски ответственности увеличиваются в разы, а вот ответственность страховщика может быть размыта. Самой большой затратой может стать причинение вреда окружающей среде из-за вылившегося за борт мазута или вследствие затопления судна. В последнем случае яхта, утонувшая в судоходном канале, может воспрепятствовать навигации. Коммерсанты, получившие убыток из-за вынужденного простоя, скорее всего, направят пострадавшему владельцу иск - и зарубежная Фемида по таким случаям, скорее всего, встанет на сторону терпящих убытки из-за простоя. Опасное топливо «По нашей практике, самый большой ущерб, который может нанести яхта, - это столкновение с судами или с причалом, - рассказал президент группы «Осло Марин Виталий Архангельский. - Риск разлива топлива не столь критичен - яхты в основном плавают под парусом, мотор применяется как вспомогательный двигатель и горючего тратится немного. В то же время при розливе топлива в европейских водах судовладелец оплачивает уборку, ликвидацию последствий ущерба плюс платит немалый штраф. При разлитой тонне мазута (что очень много) суммарная выплата может превысить 200-300 тыс. евро. Чтобы встать на якорь, в большинстве европейских портов власти требуют наличия полиса страхования ответственности. Лимита в 30 тыс. евро обычно достаточно для получения разрешения на стоянку в таком порту. Но исходя из вышеописанных примеров надо понимать, что убытки могут оказаться выше этой суммы. Жизнь дороже В полисе для яхт, совершающих заграничные круизы, также важна защита пассажиров, причем ответственность страховщика желательно распространить не только на соседние суда, но и на «своих пассажиров. Экипаж яхты и пассажиры страхуются в рамках ДМС - ответственность страховщика на них обычно не распространяется. В зарубежных водах выплата «по жизни может стоить дороже убытков «по железу. При столкновении яхт нередки случаи, когда люди получали травмы, падая в воду. Как правило, лимит определяется в зависимости от стоимости яхты, года выпуска, характера эксплуатации, ее размеров и мощности двигателя, а также от максимального ущерба для окружающей среды. В петербургском филиале «СОГАЗа приводят следующие примерные расценки: 0,3% от суммы покрытия при столкновении с судами, также 0,3% при нанесении ущерба неподвижным объектам, по здоровью - 0,4% (кроме пассажиров и экипажа судна), при загрязнении окружающей среды - 0,2%. Суммарно получается 1,2% от лимита покрытия, что сравнимо с автомобильной «автогражданкой в Петербурге. Немытая Россия Впрочем, защита от вышеупомянутых напастей в основном касается заграничных путешествий. Если при иностранных вояжах выплата за тонну разлитого мазута может разорить яхтовладельца, то в российских водах ущерб окружающей среды, скорее всего, пройдет незамеченным. «В наших водоемах яхтовладельцы обычно берут ответственность на суммы 100-200 тыс. рублей, - говорит Анна Знатова, директор по перестрахованию ЗАО «АСК-Петербург. - В полисе прописана ответственность за повреждение имущества судов, неплавучих объектов и страхуется жизнь третьи лиц.
Чаще всего яхты страдают друг от друга. Фото: АРХИВ «ДП
«В наших водоемах яхтовладельцы обычно берут ответственность на суммы 100-200 тыс. рублей. Анна Знатова, директор по перестрахованию ЗАО «АСК-Петербург