Изобретатели навигации держат нос по ветру

СПб. Развертывание национальной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС в ближайшие пару лет будет бесполезно для судов малого водоизмещения, другое дело - GPS-навигация.

Отечественные приборы, ориентированные на использование на крупнотоннажном флоте, не слишком удобны для яхт и катеров ввиду сравнительно большого веса, к тому же они стоят дороже зарубежных аналогов. Поэтому владельцы маломерных судов пока рассчитывают в основном на GPS-навигаторы. «Чаще всего шкиперы используют так называемые картплоттеры (они позволяют не только определять координаты судна, но и наглядно видеть положение судна на карте, вести прокладку, получать информацию о навигационных опасностях и т.п.), - рассказывает Виктор Ардзба, менеджер по продажам ТД «Штурман. Среди мировых производителей выделяется прежде всего Garmin. Например, новая серия GPSMAP полностью русифицирована, есть даже приборы с функцией распознавания устной речи. Правда, пока только английской. Еще могу выделить японскую фирму JRC. Недавно она выпустила на рынок модель JMA - картплоттер, совмещенный с радаром, он в 2 раза мощнее предыдущих моделей, то есть лучше принимает сигнал в плохую погоду или, скажем, в скалах. Правда, и стоит он свыше 100 тыс. рублей, что в несколько раз дороже обычных моделей. Но эти два производителя в Петербурге пользуются наибольшей популярностью - наряду с американским Interphase и японским Furuno. Три в одном Среди главных тенденций развития рынка картплоттеров - расширение выполняемых функций и интеграция с другими приборами, в частности, с эхолотами, радарами, фишфайндерами и даже радиостанциями. Если первые приборы были, фактически, теми же приемниками GPS с картой на экране, то современные способны делать все: отображать карты в перспективной проекции, да еще и в трехмерном виде, накладывать на карту показания радиолокаторов и данные аэрофотосъемки, самостоятельно составлять и посылать в эфир сигналы SOS для радиостанций, работать в режиме АИС (автоматической идентификации судов). «Правда, для российских внутренних вод и прилегающих морей возможности пользования современными навигационными системами сильно ограничены. Причина та же, что и с сухопутными, автомобильными приемниками GPS, - мало карт. Точнее, сейчас всего одна компания обладает такой картографической системой. Но она используется отнюдь не во всех картплоттерах. Например, Garmin, самый популярный производитель, работает в совершенно другой системе, а значит, приобретать их продукцию для путешествия только по внутренним водам бессмысленно. Правда, разработка таких карт идет в нескольких российских компаниях - производители заинтересованы в продажах в нашей стране. Можно сказать, чуют бум спроса на свою продукцию. Я согласен с ними: он только грядет, - считает Михаил Потапов, директор по внешним связям компании «Бизнес - Компас. Мульти-GPS Среди производителей, которые недавно вышли на российский рынок, можно упомянуть итальянскую FLAGMAN Group, которая выпускает навигационное оборудование под маркой Lorenz Electronics. По мнению Константина Федорова, представителя фирмы «Арагорн, компания хорошо подготовилась к презентации своей продукции. «Они совмещают GPS с радарами, эхолотами для рыбаков и даже портативными погодными станциями, которые позволяют узнавать погоду на несколько дней вперед, да еще и выяснить скорость ветра и высоту волн. Карта российских внутренних вод, насколько я знаю, также разработана по заказу этого производителя, - говорит он. Ценовой диапазон у производителей картплоттеров весьма широк. Самые простые модели можно приобрести в Петербурге по цене 15-20 тыс. рублей, самые дорогие могут достигать 150-170 тыс. рублей. Два сапога - пара Что касается морских радиостанций, то этот рынок мало изменился за последние 3-4 года. В России он как был, так и остался поделенным среди двух японских производителей - Icom и Standard Horizon. «Их продукция изготавливается по единым стандартам, на одной элементной базе и практически ничем не отличается. Так что можно смело брать любую радиостанцию - оба производителя отличаются достаточно высокой надежностью, - подчеркивает Константин Федоров.
Астролябия - один из старейших астрономических инструментов, изобретенный в Древней Греции и применявшийся на суше и в морях фото: АРХИВ «ДП
Европейская астролябия, помимо прямого назначения - определять направление, служила также для определения угла и высоты при строительстве некоторых объектов
Морская астролябия адаптирована специально для навигационных целей, она была более крепкая, нежели ее «земная версия и использовала простую шкалу измерений
Lorenz Electronics Compact 8 XL Garmin GPSMAP 5012 Interphase Chart Master V6 Standard Horizon GPS chart-plotter CP500 JRC JMA 5100