Олег Барабанов планирует ивестировать $ 100 млн в автомобильное направление

Автор фото: Олег Барабанов. Фото: архив ДП

О подробностях сделки с собственниками "Шувалово-Авто", "Гранд-Моторс" и "ПЛТ" рассказывает Олег Барабанов‚ генеральный директор и совладелец автохолдинга "РРТ".

- В начале этого года трое совладельцев этих компаний (Борис Рыдаев, совладелец сети "Питер-Лада", Александр Висторопский, экс-начальник управления продаж АвтоВАЗа, бизнесмен Олег Шумский. - Ред.) оказались в состоянии конфликта из-за попыток поделить общий бизнес. Когда ситуация начала заходить в тупик, мы предложили конфликтующим сторонам свое решение.
- В результате сложных переговоров было выработано соглашение, по которому автохолдинг "РРТ" выкупил активы у всех трех членов спора. В первой части сделки нами были приобретены компании "ПЛТ" и "Шувалово-Авто", а затем все акции "ПЛТ" были проданы УК "Питер Лада", и за это семья Рыдаевых вышла из состава совладельцев "Шувалово-Авто". Александр Висторопский получил деньги и вышел из всех трех бизнесов, а г-ну Шумскому досталась компания "Шувалово-Моторс" и переведенный на нее актив в виде здания на Выборгском шоссе. Эта компания ранее торговала "Жигулями", затем Mitsubishi, сейчас на нее переведено дилерство Hyundai и KIA.
- Что в результате сделки получил "РРТ"?
- Холдингу достались участок земли площадью 1,3 га на ул. Прокофьева и два автоцентра - на ул. Прокофьева и ул. Симонова. А также новый дилерский центр "Гранд-Моторс" на Выборгском шоссе. Более того, "РРТ" взял на себя все кредитные долги "Шувалово-Авто" к четырем банкам, на сегодня более половины долга уже погашено.
- Как вы считаете, из-за чего возник конфликт собственников приобретенных вами компаний?
- Началом взаимных обвинений стало исключение компании "Гранд-Моторс" из числа официальных дилеров Honda. Компания проработала всего 4 месяца, после чего японский производитель разорвал с ней контракт. Компанию "Хонда Моторс Рус" не устраивал генеральный директор "Гранд-Моторса", она поставила условие, что открытие салона произойдет только в случае смены руководителя. Однако совет директоров не прислушался к мнению импортера, поэтому открытие салона не было официальным. Он работал под временным контрактом, срок которого истек в январе, и "Хонда" действие контракта не продлила.
- Какова итоговая сумма сделки? Озвучивалась цифра $32 млн.
- Я не разглашал сумму, но эта оценка объективная. Следует пояснить, что сумма сложилась из активов компаний и их задолженностей перед банками.
- Вы рассматриваете эти приобретения как выгодные?
- Если рассматривать сделку по активам, цена которых не превышает $20 млн, то она невыгодная. Но если рассматривать перспективы, то эти вложения, на наш взгляд, адекватные. Так, в конце 2007 года мы заключили соглашение с "Нисан Мотор Рус" об открытии в этом году центра коммерческого транспорта Nissan. Наши недавние приобретения позволили выполнить обязательства перед импортером и разместить центр Nissan в салоне на ул. Симонова (ранее принадлежал "Шувалово-Авто"). Его открытие назначено на 1 сентября. Компанию "Гранд-Моторс" мы перерегистрировали с новым названием "РРТ Озерки" и смогли восстановить контракт Honda, в июле состоится его торжественное вручение. У нас осталось здание "Шувалово-Авто" на ул. Прокофьева, в котором сейчас ведем реконструкцию и впоследствии надеемся получить дилерство Renault. Учитывая, что у нас есть готовое здание и опыт работы с Nissan (обе марки входят в альянс Renault-Nissan. - Ред.), я думаю, шансы на победу высокие.
- Кто еще претендовал на покупку дилерских центров и, как вы считаете, почему собственники приняли ваше предложение?
- Московские дилеры также проявляли инициативу. Но их предложения касались покупки отдельных активов, чтобы получить дилерство нужных им марок, мы же смогли предложить комплексное решение - выкупить все активы у всех участников спора. По опыту работы с продукцией АвтоВАЗа мы знакомы с бывшими совладельцами компаний, поэтому логично, что мы стали теми, кто смог со всеми договориться.
- В начале 2008 года вы приобрели здание дилерского центра Subaru на ул. Савушкина, в котором ранее располагался салон вашего конкурента - компании "Лаура". Как это стало возможным?
- "Лаура" арендовала это здание, и договор аренды истек в конце 2007 года. Собственник предложил заключить долгосрочный договор аренды на 10-15 лет. По нашим данным, "Лауру" не устроила цена. Тогда собственник предложил ей выкупить здание, от чего она тоже отказалась. После чего собственник предложил здание нам как одному из дилеров Subaru. Мы провели переговоры с представительством Subaru в России и договорились, что в случае приобретения данного актива контракт будет переписан на нас.
- Если предположить, что вы сами спровоцировали эту ситуацию, как вы на это сможете ответить?
- Если бы мы не купили это здание, его купил бы кто-то другой. Но автоцентра Subaru в таком случае там бы не было. Потому что еще до того, как возникла эта ситуация, мы обсуждали с представительством Subaru проект строительства дилерского центра в соседнем районе. Под проект была куплена земля, началось проектирование. Когда встал вопрос о возможной покупке здания автоцентра "Лаура", мы поставили вопрос перед представительством - что лучше: строить новое или купить готовое? Конечно, на растущем рынке лучше иметь готовое здание. Мы считаем, что "Лаура" просто не хотела иметь это здание, потому что работающая компания в состоянии найти за 3 месяца - срок, который был ей предоставлен, - на рынке финансирование под покупку этого объекта.
- Какова сумма этой покупки?
- Мы ее не разглашаем, но она составляет больше $10 млн. Актив был куплен по рыночной цене, хотя сейчас здание, в котором еще не завершена реконструкция, оценивают в 530 млн рублей, это дороже, чем мы его купили.
- Есть ли другие проекты, которые вы реализуете в настоящее время?
- Сейчас мы ведем проектирование дилерского центра на Таллинском шоссе. Подписано соглашение с General Motors о продаже в нем автомобилей Opel, Chevrolet, Hummer и Cadillac. Открытие центра площадью около 8 тыс. м2 запланировано на 2010 год. На Парнасе, вблизи комплекса МЕГА-Икеа, мы владеем участком площадью 12 га. Там ведется проектирование центра по продаже легкового транспорта Nissan, площадью около 3,5 тыс. м2. Его открытие запланировано на 2010 г. Там же в 2010 году появится и центр по продаже коммерческих машин Nissan площадью 2000 м2. На Шафировском пр. ведется проектирование крупного дилерского центра Subaru площадью около 5 тыс. м2.
- Вы упомянули, что владеете участком площадью 12 га на Парнасе. Кроме двух автоцентров Nissan, что еще предполагается там построить?
- Кроме того, что "РРТ" является дилером Subaru, мы также выполняем функции логистического оператора регионального центра предпродажной подготовки машин. Сейчас этот центр площадью 600 м2 расположен на пр. Возрождения, и мы покупали участок на Парнасе как раз для того, чтобы разместить там логистику Subaru. Проект предусматривает строительство здания на 3 тыс. м2 и создание площади под хранение 4 тыс. автомобилей на площади 8 га. Кроме того, если участие в тендере Renault завершится успехом, то салон на ул. Прокофьева мы будем рассматривать как временное решение на 3 года, а на Парнасе начнем строительство постоянного дилерского центра.
- Но ведь другой дилер Renault - "Петровский автоцентр" раньше вас заявил о планах построить свой дилерский центр на Парнасе.
- Проект был заявлен, но не утвержден. Декларировать можно все что угодно, вопрос протокола - либо он подписан, либо нет.
- Сколько холдинг планирует инвестировать в автомобильное направление в 2008 году?
- В этом году объем инвестиций составит около $100 млн. У нас существует еще один проект по созданию крупной автомобильной деревни на юго-востоке Петербурга. Сейчас мы ведем переговоры с владельцами земли, там речь идет о покупке целого квартала в городе и перепрофилировании его под строительство автоцентров. Если переговоры пройдут успешно, то инвестиции на этот проект составят еще $100 млн.
- Можете ли вы рассказать об источнике ваших инвестиций?
- Около 60% инвестиций - это наша прибыль. В 2007 году доход от автомобильного направления холдинга составил $10 млн, план на следующий год - $30 млн. Компания реализует инвестиционные проекты постоянно, около $20 млн дает недвижимость и операции на фондовом рынке, $40 млн - прибыль 2007 и 2008 годов, оставшуюся сумму составляют кредиты банков.