На агентах сэкономят напрямую

СПб. Два страховщика объявили о работе по западной схеме direct insurance - продаже полисов без агентов. Остальные игроки ждут первых результатов эксперимента.

ОАО «Интач страхование и ОАО «КИТ Финанс Страхование объявили о работе по программе «прямое страхование - продажа полисов (в первую очередь каско) без посредников. Другие игроки рынка не имеют столь радикальных планов и из сервисных online-услуг предлагают немного: возможность заказать полис через Интернет со скидкой. Перспективно Инноваторы уверны, что за этим продуктом будущее, так как на Западе эта услуга прижилась. Например, в Великобритании 60% продаж полисов автострахования происходят по телефону или через Интернет. «Исследование рынка Петербурга показало, что более 70% автовладельцев интересует такая услуга, - рассказывает Георгий Аликошвили, генеральный директор ОАО «Интач страхование. «Мы экономим на том, что работаем без брокеров, агентов, центров урегулирования убытков и дорогих офисов, - описывает конкурентные преимущества своей компании Георгий Аликошвили. Планы «Интач страхование планирует до конца 2010 г. занять более 2% рынка автострахования на Северо-Западе. У ОАО «КИТ Финанс Страхование в планах захватить 2-3% рынка автострахования по России и собрать $250 млн к 2010 г., из них 25-30% должно приходиться на direct insurance. По прогонозу Сергея Ковальчука, генерального директора ОАО «КИТ Финанс Страхование, к 2010 г. с нынешних $4-5 млрд рынок автострахования вырастет до $12,5 млрд. Кто в фокусе «В работе по «прямому страхованию мы будем делать упор на владельцев двух-трехлетних машин, которых заинтересуем не только более низким тарифом, но и удобством обслуживания, - поделился планами Сергей Ковальчук. - Например, можно будет вписать нового водителя в полис через корпоративный сайт. «Также интересна работа в автосалонах, - признается Ковальчук, - но вход на этот рынок более сложен из-за требований комиссии для автодилеров. Что предлагают Пока из онлайн услуг большинство страховщиков ограничивается формой на корпоративном сайте, служащей для вызова агента на дом. У нескольких компаний есть калькуляция стоимости каско через сайт с последующим выкупом страховки с учетом марки машины, ее возраста и других характеристик. Часть из этих программ выдает приблизительную цену, требующую, однако, последующей работы агента. Скидку в 15% при заказе через сайт дает «Ренессанс страхование, но с рядом ограничений для б/у машин: более четырех собственников, не старше 6 лет, ПТС выдан в республиках и областях, входящих в состав Южного федерального округа и пр. В «РОСНО при заказе через Интернет обещают скидку в 5%. Опасности Непопулярность direct insurance страховщики объясняют боязнью мошенничества. «Отсутствует налаженный информационный диалог между страховыми компаниями и МВД, - сетует Максим Кондрашов, заместитель генерального директора СОАО «Регион. - Чтобы корректно принять заявление от страхователя и обеспечить его полисом посредством Интернета, минуя предстраховой осмотр (и при этом не создавать предпосылок к мошенничеству), необходима возможность оперативного доступа к истории объекта страхования. «Прямого урегулирования в дословном смысле, то есть без посредников, пока быть не может, - категоричен генеральный директор группы «РОСHО Ханнес Чопра. - У страховой компании должна быть подпись клиента, а значит, нужен курьер, встает вопрос о его полномочиях, может ли он принимать деньги. Обойтись без курьера можно только используя ЭПЦ (электронную цифровую подпись). Владельцами ЭЦП пока могут быть только физические лица, а ее получение стоит от $ 200.
Система direct insurance отправила страховых агентов на отдых. Продажа полиса происходит через Интернет или по телефону. Фото: REUTERS