Реставрация архитектурных памятников впечатляет цифрами: в 2008 году город потратит на нее 2,8 млрд рублей. И тем более очевидными становятся проблемы этой отрасли.
На рынке реставрационных услуг Петербурга на освоение бюджета претендуют в
основном местные компании. На объектах бюджетного финансирования при выборе
подрядчика главным критерием остается цена. Как следствие, возникает демпинг.
Речь идет о фирмах, нанимающих неквалифицированную рабочую силу из ближнего
зарубежья.
Такие организации не могут вкладывать средства в обучение сотрудников и
оснащение производства, что в результате влияет на качество реставрации.
Последствия работ, выполненных такими компаниями, выявляются только по
прошествии нескольких лет — за это время фирма успевает набрать и выполнить
еще несколько заказов.
Проблема демпинга в городе до сих пор не решена: многие фирмы берутся за 60%
сметы сделать весь объем работ. Участники реставрационного рынка говорят, что
можно снизить затраты на 5–6% за счет эффективной организации труда и скидок на
используемые материалы, но понижение цены на 20–30% говорит о том, что
проделанная работа оставляет желать лучшего. Это значит, что через год или два
придется повторить весь цикл работ на объекте с дополнительным привлечением
средств бюджета.
Более жесткая конкуренция возникает в реставрационной среде не из–за
объектов, а в борьбе за привлечение квалифицированных специалистов. В настоящее
время в Петербурге ощущается нехватка кадров во всех реставрационных компаниях.
Это сказывается и на объеме заказов, которые компания может выполнить. "Если
некоторые этапы, например расчистку старой штукатурки, можно доверить менее
квалифицированным рабочим, то контроль должен осуществлять сертифицированный
реставратор", — говорит Лев Кузнецов, возглавляющий компанию "Горюнов и
Горюнов".
Самые большие сложности с поиском квалифицированных маляров, штукатуров,
мастеров работы по камню. "Средний возраст мастеров реставрации — 50 лет.
Уже через 5 лет специалисты начнут уходить на пенсию, и к дефициту кадров надо
готовиться уже сегодня", — поясняет генеральный директор компании "Краски
города" Серик Бегишев. Готовятся к этому уже сейчас и по–разному: например,
принимают на практику учеников профильных учебных заведений.
Президент группы компаний "Интарсия" Виктор Смирнов уверен: "По мере
накопления отрицательного опыта на рынке фактором выбора подрядчика для объектов
культурного наследия станет репутация фирмы — наличие списка хорошо
отреставрированных памятников архитектуры, а также материальная
состоятельность — возможность начать работу из собственных средств.
Практика, когда подрядчик определяется лишь на основе цены, ведет к деградации
рынка".