Есть ли в Петербурге настоящие реставраторы

Автор фото: www.ljplus.ru

Реставрация архитектурных памятников впечатляет цифрами: в 2008 году город потратит на нее 2,8 млрд рублей. И тем более очевидными становятся проблемы этой отрасли.

На рынке реставрационных услуг Петербурга на освоение бюджета претендуют в основном местные компании. На объектах бюджетного финансирования при выборе подрядчика главным критерием остается цена. Как следствие, возникает демпинг. Речь идет о фирмах, нанимающих неквалифицированную рабочую силу из ближнего зарубежья.
Такие организации не могут вкладывать средства в обучение сотрудников и оснащение производства, что в результате влияет на качество реставрации. Последствия работ, выполненных такими компаниями, выявляются только по прошествии нескольких лет — за это время фирма успевает набрать и выполнить еще несколько заказов.
Проблема демпинга в городе до сих пор не решена: многие фирмы берутся за 60% сметы сделать весь объем работ. Участники реставрационного рынка говорят, что можно снизить затраты на 5–6% за счет эффективной организации труда и скидок на используемые материалы, но понижение цены на 20–30% говорит о том, что проделанная работа оставляет желать лучшего. Это значит, что через год или два придется повторить весь цикл работ на объекте с дополнительным привлечением средств бюджета.
Более жесткая конкуренция возникает в реставрационной среде не из–за объектов, а в борьбе за привлечение квалифицированных специалистов. В настоящее время в Петербурге ощущается нехватка кадров во всех реставрационных компаниях. Это сказывается и на объеме заказов, которые компания может выполнить. "Если некоторые этапы, например расчистку старой штукатурки, можно доверить менее квалифицированным рабочим, то контроль должен осуществлять сертифицированный реставратор", — говорит Лев Кузнецов, возглавляющий компанию "Горюнов и Горюнов".
Самые большие сложности с поиском квалифицированных маляров, штукатуров, мастеров работы по камню. "Средний возраст мастеров реставрации — 50 лет. Уже через 5 лет специалисты начнут уходить на пенсию, и к дефициту кадров надо готовиться уже сегодня", — поясняет генеральный директор компании "Краски города" Серик Бегишев. Готовятся к этому уже сейчас и по–разному: например, принимают на практику учеников профильных учебных заведений.
Президент группы компаний "Интарсия" Виктор Смирнов уверен: "По мере накопления отрицательного опыта на рынке фактором выбора подрядчика для объектов культурного наследия станет репутация фирмы — наличие списка хорошо отреставрированных памятников архитектуры, а также материальная состоятельность — возможность начать работу из собственных средств. Практика, когда подрядчик определяется лишь на основе цены, ведет к деградации рынка".