Интервью: генеральный директор "Альянс РОСНО Управление Активами" Олег Мазуров - о собственных инвестициях, инфляции, кризисе, переломанных ногах и совещаниях только по понедельникам.

Автор фото: Фото: Trend
Олег Мазуров

В сентябре 2007 года Олег Мазуров вошел в список самых успешных руководителей российских управляющих компаний в рейтинге, составленном журналом Forbes.

"ДП": Ваши рекомендации по формированию инвестиционного портфеля? Что можно посоветовать человеку, имеющему возможность инвестировать сегодня 1 млн рублей сроком на 2 года?
О.М.: Во-первых, 2 - года это не инвестиционный горизонт, но, надо признаться, когда к нам в управляющую компанию приходит человек, готовый инвестировать на такой срок, мы искренне радуемся. Хороший инвестиционный горизонт - 10 лет.
Если давать рекомендацию исходя из поставленных условий, то надо понять возраст потенциального инвестора.
До 40 лет я рекомендовал бы вложить 50% в фонды акций второго эшелона и 50% - в индексные фонды. Тем, кто старше 40 лет, можно посоветовать разместить 70% на банковских депозитах и 30% - в индексных фондах.
"ДП": А как вы инвестируете свои собственные средства?
О.М.: Мой ежемесячный доход делится в отношении 7:3. Семь частей уходит на потребление - детей, семью и друзей. Оставшиеся 30% - это то, что я не боюсь потерять. Они вложены в акции второго эшелона.
"ДП": Какую доходность вы получали от инвестиций в прошлом и какую ожидаете получить?
О.М.: Я начал инвестировать в 2001 году, когда индекс РТС находился на уровне около 250 пунктов. В итоге получилось немногим больше 100% в год к текущему моменту.
Думаю, что в ближайшие лет 10 возможности заработать на российских акциях такую доходность у меня не будет, поэтому я скромно рассчитываю получать около 20% годовых. На таком уровне, я полагаю, окажется среднегодовая доходность российского рынка акций в ближайшие 5 лет.
"ДП": Россияне уже почти год слышат из сообщений СМИ о финансовом кризисе, стартовавшем прошлым летом в США. Когда, по вашим прогнозам, он может кончиться?
О.М.: Здесь надо определиться с тем, что, собственно, называют кризисом. Говоря о состоянии, в котором мы сейчас находимся, я бы не стал драматизировать и использовать такое слово.
Нынешняя ситуация не кризис, а всего лишь процесс преодоления перекосов, которые накопились в мировой экономике за последние 15 лет. Этот процесс, безусловно, протекает болезненно, но чтобы вылечить перелом ноги, нужно сначала сделать неприятную операцию, а затем 3 месяца ходить в гипсе без возможности играть в футбол.
Мировая экономика в свое время росла со скоростью 4-5% в год, а теперь, вероятно, будет расти со скоростью 2,5%. Это, конечно, меньше, и в деньгах это очень большая разница, но это тоже рост, просто менее агрессивный и, может быть, более сбалансированный.
В любом случае сильно изменилась инфляция. Если последние 15 лет инфляция в мире падала, то сейчас она начинает расти. Очевидно, никто из нас не хочет наблюдать постоянный рост цен на бензин или колбасу, но не нужно делать из этого трагедии и нельзя это назвать кризисом.
Если в контексте инфляции отвечать на вопрос, когда все это закончится, то я бы сказал, что через 2-3 года Россия поборет инфляцию, развитым странам на это понадобиться существенно больше. Но это не значит, что все это время рынки акций будут падать и обанкротится половина американских банков. Это скорее картинка с первых полос газет и журналов. Я бы сказал, что если кризисом называть то эмоциональное состояние, в котором пребывают инвесторы, то вполне вероятно, что лучший момент для покупки акций уже не за горами. Один из самых хороших индикаторов того, что кризис позади, - это огромная статья на первой полосе самых популярных журналов с названием "Все пропало!".
"ДП": А как ведут себя сейчас, пока мысль о неизбежности некоторого замедления мировой экономики не стала естественной, российские пайщики?
О.М.: К сожалению, российские пайщики реагируют эмоционально и дружно бегут спасать свои деньги, погашая паи.
Как показывает практика, непрофессиональные инвесторы сильнее всего реагируют на самые краткосрочные и безобидные факторы и обычно уже после того, как такие события случились. Иностранные инвесторы ведут себя более спокойно и скорее используют временные трудности российского рынка как возможность докупить подешевевших акций. Динамика притока и оттока средств на российский фондовый рынок, которая ведется отдельно по западным и российским инвесторам, показывает, что ровно в те моменты, когда иностранцы покупают, россияне выводят деньги с рынка.
"ДП": Возможно, тогда мы выведем практический совет для пайщиков - нести деньги на рынок тогда, когда их несут иностранцы?
О.М.: Да, можно пользоваться информацией, предоставляемой Emerging Portfolio Fund Research. А можно и просто пользоваться железным правилом "если вам хочется продать - купите, если вам хочется купить - продайте". То есть эмоции - первый враг инвестора.
Еще один важный совет - это читать больше книг и пытаться разобраться в ситуации глубже. Вообще, самообразование - наша сильная сторона, которую надо использовать.
К примеру, кризис в экономике США большинством однозначно трактуется как отрицательное явление в отношении России. На самом деле это не так, а кризис - скорее положительное явление, особенно в перспективе большей чем 3 месяца. Мировая финансовая система похожа на сообщающиеся сосуды.
Капиталы двигаются свободно и реагируют на изменение ситуации гораздо быстрее, чем регулирующие институты, которые призваны смягчать экономические колебания. Потому что институты - это, грубо говоря, совещания, которые проходят только по понедельникам.
Деньги остаются деньгами, и их владельцы ищут возможности заработать. И этот переток уже пошел, он чувствуется. Развивающиеся рынки перетягивают одеяло на себя.
"ДП": Насколько оправдано мнение о том, что акции банков на волне выхода из кризиса продемонстрируют динамику лучше российского рынка в целом? Ведь проблемы на рынке американских облигаций в первую очередь отпугнули капитал от акций финансовых институтов по всему миру.
О.М.: На самом деле, если рассматривать это как инвестиционную идею, то мне не кажется, что доверие к банковскому сектору в мире еще не скоро восстановится. Если исходить из портфельного подхода и диверсификации своих инвестиций, то доля банковского сектора в инвестиционном портфеле сейчас не должна превышать 5-7%.