Ночь, стойка, кружка, диск-жокей

Сначала предыстория: еще в 1990-х среди молодежи пользовались популярностью такие заведения, как «Факультет», Boom Brothers (им ведала группа Billy’s Band), «Пурга», Fish Fabrique. «Грибоедов» не только вывел в люди многих клубных промоутеров, но и стал платформой для проведения экспериментальных вечеринок с самой разнообразной музыкой.

Но тогда, в 1990-е, еще не настолько спокойно можно было ходить ночью по центру, культура времяпрепровождения мало отличалась от дискотечных 1980-х. Затем часть клаберов подустала от многочасовых танцев в запертых помещениях. Тяга к душевному релаксированию у петербуржцев всегда была в крови. Новой моделью проведения досуга стали американские и немецкие бары. Первые Первым концепт-баром стала «Дача (ул. Думская, 9), открытая Антоном Белянкиным и Анной Кристин Альберс в 2003 г. Вложили в нее чуть более $1 тыс. С самого начала здесь работал фейс-контроль. Генеральный директор Иван Митревич рассказывает о музыкальной концепции заведения: «Мы предпочитаем old-school: Motown, старый хип-хоп, фанк. Для того чтобы попасть к нам, надо принести демо-диск, компиляцию любимых песен. Владение диджейской аппаратурой не главный фактор. Что не принимается - так это всяческий хаус, любое «тыц-тыц-тыц. Нужна хорошая музыка, под которую можно неплохо проводить время, не только пить, но и общаться. Летом 2006-го Белянкин разошелся во взглядах с Митревичем и открыл в соседнем помещении заведение «Фидель. Мебель здесь стоит простая, зато каждый сантиметр пространства заполнен рисунками художников. По выходным ограничивают вход - нелегко уместить всех желающих на 70 квадратах... Кстати, по поводу размеров баров. Вокалист Billys Band Билли Новик рассказал про недавний концерт в московском клубе «Китайский Летчик Джао Да: мол, в последнее время ему просто становится неудобно перед слушателями, ведь народу набивается под завязку Но возможно, теснота только на пользу душевной атмосфере? Под аркой Денис Купцов, он же DJ 812, 12 лет провел в Америке, открыл в Бруклине бар, а потом заскучал и в 2003 г. вернулся в Петербург. «Конечно, это был совсем не тот город, каким я запомнил его в 1994-м. Я начал крутиться в музыкальной среде, поиграл в «Грибоедове, потом меня пригласили играть в только что открывшейся «Даче. А после я открыл Novus. Сейчас это заведение в арке Генерального штаба уже закрыто, а года два назад там было не протолкнуться. Внизу - забегаловка, наверху - бар, похожий на обычную рюмочную, если бы не диджейский пульт и картины на стенах. Не так давно Купцов открыл на Конюшенной площади бар Mod, который ориентирован не только на диджеев, но и на живые группы. Само название апеллирует к движению 1960-х. Стили музыки самые разнообразные: от рокстеди до новой волны брит-рока. «Барные диджеи играют музыку для пьяных. Не обязательно уметь сводить треки, надо уметь создавать настроение. Под такую музыку хорошо поднимать тосты. А хаус хорош в деловой полдник, чтобы человек не терял дневного ритма, - говорит владелец. Следующие «Стирка «40 градусов (Казанская ул., 26) - самый маленький из питерских концепт-баров. Здесь стирают белье и пьют коньяк. А еще тут проходят выставки, выступают рок-группы, электронщики, поэты. Безденежные товарищи тусуются у входа, глядя сквозь окно. Курят все, так что просто не продохнуть. Из других заведений надо упомянуть The Point (Литейный пр., 52), ориентированный на хипповатую публику, и проэлектронный Bubble Bar на Конюшенной площади. Не факт, что все это выглядит до ужаса мило, но по крайней мере люди пытаются соорудить именно «концептуальный клуб, а не просто общепит с музыкой. Секрет привлекательности подобных заведений - в особенностях питерских тусовщиков. У нас часто ходят не на исполнителя, а туда, где уютно и бесплатно (только в Mod во время концертов вводят таксу за вход). А потому часто тусовщики за ночь успевают побывать в нескольких заведениях. Многих привлекают также разумные цены в баре, минималистичное оформление и музыкальное разнообразие. Диджеи После разговора с главными героями вечеринок становится понятно, что большинство барных диджеев - коллекционеры-энтузиасты. Начали они играть исключительно из-за любви к музыке, потому как даже при большом желании большого дохода их ремесло не приносит. Гонорар колеблется от 100-200 до 500 рублей за сет. А теперь прикиньте, сколько еще уходит на диски. При этом множество диджеев ориентируется именно на старый музыкальный багаж. Пример тому - Trojan Sound System. Артем и Дмитрий всячески поддерживают репутацию традиционалистов: играют только на виниле, причем часть коллекции даже не доходит до слушателя - уж больно они редки, эти пластинки. «Порой за ночь играем в трех клубах, - говорит Дмитрий. - Год назад была реальная «яма: человек десять публики, которые увлекаются регги, ну а остальные просто смотрят. Но сейчас начал появляться потенциальный зритель, нам звонят из разных мест, предлагают деньги. Кстати, разговор с «троянами происходил в баре Telegraph 2nite (ул. Рубинштейна, 3). Раньше здесь играл и DJ Damir: «Я работал в музыкальных магазинах, собирал коллекцию, пытался сделать что-то сам - микстейпы, ремиксы. Технике-то научиться не так сложно. Главное - способность к общению. Если ты сможешь уговорить человека, и он видит, что ты способен на диджейство, то начать можно без проблем. Я пришел в Novus и договорился. Сказал, что буду играть старый джаз 1950-х гг., би-боп. Так все и завязалось. Почему джаз? В бары приходят пить. Когда я слышал там современный рок или заунывный трип-хоп, то думал: с 8 до 11 вечера самое милое дело ставить джаз. Чтобы музыка не отвлекала от общения. Квартирники, частные вечеринки уже отживают свое, собираться на свежем воздухе часто не позволяет погода. Так что люди идут в бары. Еще я ставлю хип-хоп. Потому что это детство. И потому что часто людей надо подогреть. И джаза не хватает. У меня папочка на 100 дисков. Сама коллекция лежит по всей России. Я год провел, перемещаясь по стране и городу, - так диски и раскидались. За свою карьеру Дамир успел поиграть не только в Питере, но и в Киеве, Мурманске, Одессе и на Сахалине: «Если хочешь зарабатывать деньги, надо играть то, что требуют. Но транс и хаус - все это так приелось! В барах 500 рублей гонорара - почти потолок. На следующий день ты идешь и покупаешь на них все необходимое. При этом уже есть тусовки, которые ходят на определенных диджеев. Часто к нему во время сета подходят люди, интересуются треками: «Иногда я даже пишу списочки, где что искать - сайты, лейблы. Моя коллекция собиралась в магазинах, где я работал и где трудились друзья. Так что там были и лицензионные, и пиратские диски Все равно битрейт 192 услышит только специалист. Ну а девушки? Одна из самых востребованных девушек-диджеев - это Старлингы: «Я играю уже года три. Мой формат - электропанк и танцевальная гитарная музыка. Как-то оно само получилось: я пришла в «Дачу, меня прослушали и взяли. Играю 2-4 раза в неделю, это мое хобби, деньги я тут не зарабатываю. Постоянно варьирую плей-лист, ориентируюсь не на хиты, а на новую музыку. Потому одобряю mp3: не все у нас можно достать, да и мне, как даме, тяжело ходить с килограммом винила. К тому же я считаю, что в баре сводят не песни, а настроение. Так что есть много диджеев, которым просто приятно поторчать за пультом. Я пробовала играть в больших клубах, но там жестче формат, а я хочу играть то, что мне самой интересно. Если кто-то подходит и просит переписать музыку, я не отказываю и не трясусь над своей коллекцией, не делясь ни с кем. Не следует думать, что клубные диджеи не играют в барах. К примеру, техно-ветеран Dj Coma - инициатор музыкальных посиделок под кодовым названием «Хмурый Хаус в «Стирке: deep, tech, minimal house. Он объясняет тягу к заведениям поменьше так: «Я делаю это в основном из-за камерности: спокойная атмосфера маленького бара со своей компанией сильно отличается от атмосферы клуба или тем более серьезной акции на какой-нибудь большой арене. Как следствие, и настроение, и отношение к музыке получается более спокойное. Можно позволить себе большую свободу в музыкальном плане и ориентировать сет не на танцы, а на прослушивание. Тем более, что в той же «Стирке почти нет места для танцев. С другой стороны, если все же происходит угар, то получается более близкий контакт с понятной энергетикой. Резюмирует их высказывания Dj Re-disco: «Движение барных диджеев не может не радовать: столько свежей музыки появилось, так что можно ходить по барам и узнавать много нового!
Пока крупные клубы Санкт-Петербурга переживают кризис, связанный с некредитоспособностью посетителей и зависимостью от спонсоров, их мелкие собратья плодятся и зарабатывают. Бары-клубы, концепт-бары, диджей-бары с бесплатным входом, домашней атмосферой и хорошей музыкой привлекают бизнесменов повышенной рентабельностью и минимальными вложениями.
Антон Белянкин в своем клубе «Фидель. Сигара и душевный разговор - за это и любят диджей-клубы. фото: Андрей Кульгун