Сезон охоты за железными билетами

СПб. Каждый год РЖД сталкивается с неожиданной проблемой - дефицитом билетов. Кажется, что РЖД решает ее не путем оптимизации продаж, а объяснениями, почему все так плохо.

В РЖД отсутствие билетов считают вполне естественным и объясняют дефицит сразу несколькими взаимоисключающими факторами - от повышенного спроса до коротких перронов. «Не бывает так, чтобы билетов не было совсем. Конечно, на поезда 1 и 3 Петербург - Москва повышенный спрос, они выкупаются за 2 недели. Но самое узкое место в железнодорожных перевозках - это даже не отсутствие вагонов, а невозможность пускать между Петербургом и Москвой длинносоставные поезда, потому что некоторые платформы на участке следования закрыты на ремонт, и пассажиры не смогут выйти на нужной станции, - говорит Марина Атанова, начальник Отдела региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования ОЖД. Разные мнения У самих участников рынка продажи билетов другая точка зрения. Часть билетов не поступает в продажу из-за того, что существуют категории граждан, имеющие преимущественное право проезда. Как рассказал «ДП на условиях анонимности директор одного из коммерческих агентств по продаже билетов, железнодорожные кассы могут распределять билеты по предварительной договоренности и используют для этого легальные способы. «Раньше коммерческие агентства-посредники могли бронировать билеты, а затем перепродавать. Год назад это правило отменили и оставили его только для операторов, организующих детские летние туры. Это могут быть как туркомпании, так и профсоюзные организации, спортивные школы, интернаты и т.д., которые еще зимой планируют билеты под перевозку детских групп. Дети всего Северо-Запада едут через Петербург. Они обязаны выкупить места за 2 недели до отхода поезда. Все это время на бронировании держатся два-три вагона в составах из 15. Они резервируют большую норму мест, чем потом используют, так как бронь оформляется не на каждого пассажира, а на юридическое лицо. За 2 недели до даты отправления они поступают в продажу, но уже по особым каналам, - рассказал собеседник «ДП. По данным Марины Атановой, на июнь под детские туры зарезервировано 8 тыс. мест. Участники рынка утверждают, что нормально предоставлять услуги по продажам билетов «без особых отношений с кассами. «Наша компания работает с двумя-тремя кассами, которые помогают с покупкой билета. Он обходится пассажиру на 700-1000 рублей дороже. Если бы я знала, как им удается купить билет, сама бы делала так же, - говорит Ольга Истомина, исполнительный директор ООО «Туристическая компания «Лидер. Виртуальные билеты В то же время все участники рынка отмечают некоторые странности при интернет-продаже железнодорожных билетов. Если зайти на сайт продажи билетов РЖД, то там свободные места будут практически в любое направление. В реальности это не так. «Только открываются продажи на самых популярных направлениях, билетов в системе продаж уже нет. Непонятно, как они в принципе продаются, - говорит Марина Голикова, менеджер по продажам B2B Travel. «Информация на общедоступных сайтах по продаже билетов не совпадает с реальной, так как нужно время на обработку данных, поступающих с нескольких тысяч терминалов. Они не просты для обычного пользователя. Чтобы найти билет на нужную дату, надо знать расписание всех поездов на направлении, номер и иногда код маршрута. У посредников электронная система банально грузится и работает быстрее, а кассиры непрерывно мониторят билеты, поступающие в продажу, и автоматически оформляют заказ для своих клиентов, - говорит Павел Сазонов, глава ООО «Мобилтикет.