00:0017 июня 200800:00
19просмотров
00:0017 июня 2008
СПб. Каждый год РЖД сталкивается с неожиданной проблемой - дефицитом билетов. Кажется, что РЖД решает ее не путем оптимизации продаж, а объяснениями, почему все так плохо.
В РЖД отсутствие билетов считают вполне естественным и
объясняют дефицит сразу несколькими взаимоисключающими факторами - от
повышенного спроса до коротких перронов.
«Не бывает так, чтобы билетов не
было совсем. Конечно, на поезда 1 и 3 Петербург - Москва повышенный спрос, они
выкупаются за 2 недели. Но самое узкое место в железнодорожных перевозках - это
даже не отсутствие вагонов, а невозможность пускать между Петербургом и Москвой
длинносоставные поезда, потому что некоторые платформы на участке следования
закрыты на ремонт, и пассажиры не смогут выйти на нужной станции, - говорит
Марина Атанова, начальник Отдела региональной дирекции по обслуживанию
пассажиров в поездах дальнего следования ОЖД.
Разные мнения
У самих
участников рынка продажи билетов другая точка зрения. Часть билетов не поступает
в продажу из-за того, что существуют категории граждан, имеющие преимущественное
право проезда. Как рассказал «ДП на условиях анонимности директор одного из
коммерческих агентств по продаже билетов, железнодорожные кассы могут
распределять билеты по предварительной договоренности и используют для этого
легальные способы.
«Раньше коммерческие агентства-посредники могли
бронировать билеты, а затем перепродавать. Год назад это правило отменили и
оставили его только для операторов, организующих детские летние туры. Это могут
быть как туркомпании, так и профсоюзные организации, спортивные школы, интернаты
и т.д., которые еще зимой планируют билеты под перевозку детских групп.
Дети
всего Северо-Запада едут через Петербург. Они обязаны выкупить места за 2 недели
до отхода поезда. Все это время на бронировании держатся два-три вагона в
составах из 15. Они резервируют большую норму мест, чем потом используют, так
как бронь оформляется не на каждого пассажира, а на юридическое лицо. За 2
недели до даты отправления они поступают в продажу, но уже по особым каналам, -
рассказал собеседник «ДП. По данным Марины Атановой, на июнь под детские туры
зарезервировано 8 тыс. мест.
Участники рынка утверждают, что нормально
предоставлять услуги по продажам билетов «без особых отношений с
кассами.
«Наша компания работает с двумя-тремя кассами, которые помогают с
покупкой билета. Он обходится пассажиру на 700-1000 рублей дороже. Если бы я
знала, как им удается купить билет, сама бы делала так же, - говорит Ольга
Истомина, исполнительный директор ООО «Туристическая компания
«Лидер.
Виртуальные билеты
В то же время все участники рынка отмечают
некоторые странности при интернет-продаже железнодорожных билетов. Если зайти на
сайт продажи билетов РЖД, то там свободные места будут практически в любое
направление. В реальности это не так.
«Только открываются продажи на самых
популярных направлениях, билетов в системе продаж уже нет. Непонятно, как они в
принципе продаются, - говорит Марина Голикова, менеджер по продажам B2B
Travel.
«Информация на общедоступных сайтах по продаже билетов не совпадает с
реальной, так как нужно время на обработку данных, поступающих с нескольких
тысяч терминалов. Они не просты для обычного пользователя. Чтобы найти билет на
нужную дату, надо знать расписание всех поездов на направлении, номер и иногда
код маршрута. У посредников электронная система банально грузится и работает
быстрее, а кассиры непрерывно мониторят билеты, поступающие в продажу, и
автоматически оформляют заказ для своих клиентов, - говорит Павел Сазонов,
глава ООО «Мобилтикет.