Конкуренция - двигатель поездов дальнего следования

СПб. Эксперты уверены, что одна из основных проблем дефицита железнодорожных билетов - это дисбаланс парка вагонов, существующих у РЖД, и отсутствие конкуренции.

«У нас дисбаланс спроса и предложения, - говорит декан факультета управления пассажирских перевозок петербургского госуниверситета путей и сообщений Петр Рыбин. - Повышенный спрос на перевозки возникает только в летние месяцы. Поэтому железной дороге невыгодно иметь столько вагонов, чтобы обеспечить этот спрос, остальные 9 месяцев они будут простаивать. По мнению Петра Рыбина, логистический центр ОАО «РЖД функционирует крайне неэффективно. Он управляет только грузоперевозками и не учитывает пассажиропотоки. В частности, их зависимость от авиапотока. Единственный реальный способ избавиться от дефицита - создание конкурентной среды. «Как только на рынке появятся несколько частных железнодорожных перевозчиков, они будут реагировать на спрос более гибко, - считает Петр Рыбин, - сейчас частные компании и РЖД активно развивают только элитное направление, где цена билета превышает 20 тыс. рублей в одну сторону. Реально же в перевозках востребован низкий и средний ценовой сегмент. Именно поэтому несмотря на то, что агентства, предлагающие электронную продажу билетов, открывают доступ к ней на своих сайтах для всех желающих, на практике человек, желающий купить билет, не может это сделать. Личное общение с кассиром также вряд ли приблизит его к желанному отдыху. С мая по сентябрь билеты на поезда разлетаются за 15-20 минут после начала продаж. По данным отдела региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования ОЖД, средняя заполняемость вагонов (на профессинальном языке - «пассажиронаселенность вагонов) составляет около 70%. Более того, если она превышает 70%, то к поездам прицепляют вагоны или пускают дополнительные составы. На направлении Петербург - Москва она традиционно составляет не менее 70%. В предпраздничные дни и дни важных событий (таких, как, например, экономический форум) - 90% и более. Данные о пассажиронаселенности передаются через систему управления перевозками Экспресс-3, которая суммирует результаты продаж за неделю. Если наполняемость достигает 70%, руководство дороги принимает решение увеличить состав дополнительными вагонами или назначить дополнительные поезда. Еще одной проблемой эксперты называют систему бронирования для госслужащих. Официально в РЖД говорят о том, что так бронируют только 5% билетов. На деле количество мест никак не регламентируется ни внутренними документами РЖД, ни федеральными законами. Проговаривается только возможность брони.