00:0017 июня 200800:00
117просмотров
00:0017 июня 2008
СПб. Эксперты уверены, что одна из основных проблем дефицита железнодорожных билетов - это дисбаланс парка вагонов, существующих у РЖД, и отсутствие конкуренции.
«У нас дисбаланс спроса и предложения, -
говорит декан факультета управления пассажирских перевозок петербургского
госуниверситета путей и сообщений Петр Рыбин. - Повышенный спрос на перевозки
возникает только в летние месяцы. Поэтому железной дороге невыгодно иметь
столько вагонов, чтобы обеспечить этот спрос, остальные 9 месяцев они будут
простаивать.
По мнению Петра Рыбина, логистический центр ОАО «РЖД
функционирует крайне неэффективно. Он управляет только грузоперевозками и не
учитывает пассажиропотоки. В частности, их зависимость от
авиапотока.
Единственный реальный способ избавиться от дефицита - создание
конкурентной среды.
«Как только на рынке появятся несколько частных
железнодорожных перевозчиков, они будут реагировать на спрос более гибко, -
считает Петр Рыбин, - сейчас частные компании и РЖД активно развивают только
элитное направление, где цена билета превышает 20 тыс. рублей в одну
сторону.
Реально же в перевозках востребован низкий и средний ценовой
сегмент. Именно поэтому несмотря на то, что агентства, предлагающие электронную
продажу билетов, открывают доступ к ней на своих сайтах для всех желающих, на
практике человек, желающий купить билет, не может это сделать. Личное общение с
кассиром также вряд ли приблизит его к желанному отдыху. С мая по сентябрь
билеты на поезда разлетаются за 15-20 минут после начала продаж.
По данным
отдела региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего
следования ОЖД, средняя заполняемость вагонов (на профессинальном языке -
«пассажиронаселенность вагонов) составляет около 70%. Более того, если она
превышает 70%, то к поездам прицепляют вагоны или пускают дополнительные
составы. На направлении Петербург - Москва она традиционно составляет не менее
70%. В предпраздничные дни и дни важных событий (таких, как, например,
экономический форум) - 90% и более.
Данные о пассажиронаселенности передаются
через систему управления перевозками Экспресс-3, которая суммирует результаты
продаж за неделю. Если наполняемость достигает 70%, руководство дороги принимает
решение увеличить состав дополнительными вагонами или назначить дополнительные
поезда.
Еще одной проблемой эксперты называют систему бронирования для
госслужащих. Официально в РЖД говорят о том, что так бронируют только 5%
билетов. На деле количество мест никак не регламентируется ни внутренними
документами РЖД, ни федеральными законами. Проговаривается только возможность
брони.