Электронное бесправие

Если в Исландии чиновники принимают посетителей в чатах, а рядовые бразильцы через Интернет участвуют в дебатах конгрессменов, то российские власти используют информационные технологии в своей работе крайне неохотно.

По данным недавно опубликованного исследования ООН (http://www.ifap.ru / library / book265.pdf), в «Рейтинге электронных правительств Россия занимает 60-е место в списке 192 стран - членов организации.
Понятие «электронное правительство включает в себя возможность предоставления органами государственной власти информации и услуг населению, бизнесу, а также госчиновникам других ветвей власти через Интернет. В рейтинге ООН Россия набрала 0,512 балла, пропустив вперед Украину (0,5728 балла, 41-е место) и Белоруссию (0,5213 балла, 56-е место).
Даже среди стран Восточной Европы Россия стоит на предпоследнем месте, опережая только Молдову. А по показателю «электронного участия (e-participation) граждан в жизни государства Россия делит с Белоруссией, Узбекистаном и Руандой 98-е место.
МЧС и Югра
Главное оружие России в борьбе за повышение интернет-доступности всех органов власти для граждан - федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010.
В Министерстве экономического развития РФ, которое курирует реализацию программы, на момент подготовки материала не нашлось ни одного сотрудника, готового прокомментировать результаты исследования ООН.
На официальном сайте «Электронной России (http://www.e-rus.ru) то и дело появляются бодрые сообщения о ходе реализации программы, однако на деле степень виртуальной открытости власти та же, что и 10 лет назад - минимальная. «Даже если информация не представляет никаких секретов, наши чиновники боятся: «А зачем вам это знать? - говорит председатель совета петербургского Института развития свободы информации Иван Павлов. - Недавно мы презентовали результаты нашего исследования, касающиеся открытости официальных сайтов федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти. Среди федералов первое место занимает МЧС, индекс его открытости - 49,3%.
В перечне региональных исполнительных властей лидирует правительство Ханты-Мансийского автономного округа Югры (63,13%). Среди региональных парламентов на первом месте находится ЗС Петербурга с очень высоким индексом - 70,36%.
«Методика этого исследования ООН не до конца ясна, не понятно, как рассчитывались данные, - уверен генеральный директор некоммерческого партнерства «Приор Северо-Запад Андрей Чугунов. - Поэтому объективность данного рейтинга можно поставить под сомнение. Другое дело, что проблема, о которой идет речь, очевидна и без исследования.
В связи с тем, что российские чиновники не стремятся к активности в интернет-пространстве, возмущенной общественности приходится самой додумывать, как же они выглядят в реальности .
Фото: Андрей Кульгун