00:0021 мая 200800:00
6просмотров
00:0021 мая 2008
СПб. Работающие в России банки отказались от идеи полной автоматизации своих офисов, популярной несколько лет назад. Их частные клиенты требуют живого общения.
Даже в продвинутом Петербурге в
ближайшем будущем вряд ли удастся увидеть отдельные офисы кредитных учреждений
со 100%-ным самообслуживанием, какие россиянам неоднократно приходилось
встречать в Европе и Азии. Такое подразделение обычно имеет небольшую, до 10 м2,
площадь и вместо штата операционистов и консультантов оснащено
автоматизированным комплексом, включающим один или несколько банкоматов с
расширенным перечнем функций, электронный терминал для совершения операций со
счетами с помощью Интернета и телефоном для звонка в случае необходимости в
круглосуточный call-центр банка.
Идея сокращения издержек на развитие
сети продаж за счет внедрения таких проектов в России столкнулась с серьезным
препятствием. Пользователи банковских услуг в нашей стране предпочитают любым
механизированным устройствам живое общение со специалистом. А кроме того,
зачастую не имеют базового уровня финансовой грамотности.
Нечеловеческий
фактор
«Ни один банк в России так и не дошел до офисов с полным
самообслуживанием. Оказалось, что клиентам это не нужно, - отмечает управляющий
Санкт-Петербургским филиалом Мастер-банка Леонид Морозовский. Он обращает
внимание на то, что люди часто приходят в отделение банка для получения
консультации об элементарных характеристиках банковского
продукта.
Очевидно, что банкомат, даже самый «умный, в этом деле не
помощник. А невидимый оператор call-центра не вызывает такого доверия, какое
внушает к себе живой сотрудник банковского допофиса.
Между Европой и
Азией
«В период острой борьбы банков за розничного клиента и возможность
предоставить ему наиболее широкую продуктовую линейку общение со специалистом
вживую - это лучший способ донести информацию о предложениях кредитного
учреждения, - считает вице-президент Ситибанка Андрей Карякин. По его мнению,
именно на такой стадии сейчас находится розничный рынок банковских услуг в
России. Что отличает нашу ситуацию не только от положения дел в Европе, но и в
технологически развитой Азии. Так, скажем, для клиента банка Citigroup в
Гонконге или Сингапуре выход на связь со специалистом с помощью видеотелефона
для проведения ряда операций со счетом - в порядке вещей.
«Мы не можем
приучить наших граждан к тому, чтобы они банковские карты использовали по
назначению, что уж говорить об офисах самообслуживания, - сетует исполнительный
вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) Виктор Титов. По его
мнению, предпосылки к автоматизации подразделений банков могут появиться в
случае, если доля операций по картам, связанных с безналичной оплатой товаров и
услуг, вырастет хотя бы до 60%. По данным АБСЗ, за весь прошлый год петербуржцы
расплатились при помощи карт на общую сумму 29,8 млрд рублей. И это только 7%
объема всех операций с пластиком.
Банкиры жалуются, что необходимость
обучения возникает даже при установке в отделении финансового учреждения
банкомата с функцией cash-in, хотя подобные устройства появились в России
порядка 5 лет назад. Эта работа ложится на плечи сотрудников, обслуживающих
частных клиентов. «Должно пройти не менее 3-5 лет, чтобы банковские отделения с
самообслуживанием стали востребованы в нашей стране, - резюмирует Андрей
Карякин.