После указаний губернатора на апрельском заседании Общественного совета чиновники пытаются приблизить программу магазинов шаговой доступности к жизненным реалиям. Как сообщили в пресс-службе КЭРППиТ, сейчас в комитете прорабатываются варианты упрощения процедуры согласований для размещения объектов потребительского рынка, в том числе магазинов пешеходной доступности.
Пока что выявлены два недостатка программы: земельные участки, предлагаемые
районными администрациями, оказываются вдруг депрессивными – окруженными
павильонами и торговыми сетями; очень часто под землей пролегают коммуникации,
что требует от бизнеса больших затрат. "После вмешательства губернатора
обстановка улучшилась. Всем чиновникам дано указание поддерживать реализацию
программы. Чиновники активизировались. Здесь и предпринимателям нельзя зевать",
– говорит председатель Общественного совета по поддержке малого
предпринимательства при губернаторе Петербурга Сергей Федоров.
В Приморском районе предприниматель Нинель Чубинская, чей остановочный
павильон ликвидировали, 2 года пытается найти участок под открытие магазина. "На
момент, когда мы обратились с предложением участвовать, адресная программа была
на стадии согласований. Но все земельные участки, кроме трех, были уже заняты",
– говорит Нинель Чубинская. Под одним из свободных участков на Серебристом
бульваре пролегали трубы, и "Водоканал" не дал согласование, другой участок был
на улице с девятью домами, где находились 28 киосков и восемь магазинов.
"Ставить там еще один павильон было бессмысленно", – считает Нинель Чубинская.
Она подала заявку на третий участок на улице Уточкина, но когда заявка была
отправлена в администрацию, площадь участка сократилась со 150 м2 до 30 м2.
"Администрация вернулась к запрещенному адресу на Серебристом бульваре,
договорившись с "Водоканалом" о разрешении при условии отступа от труб на 5 м.
Но отступать некуда, кроме как под окна дома, к тому же там остановка транспорта
и пешеходный переход", – говорит Нинель Чубинская. Заместитель главы
администрации Приморского района Алексей Писцов объясняет, что по заявке ИП
Чубинской администрация согласовала размещение павильона площадью 30 м2, но
предпринимательница сама не пошла на заключение договора аренды.
"Размещение по конкретным адресам невозможно в силу действующего
законодательства либо по техническим причинам, но ни индивидуальные
предприниматели, ни юридические лица не хотят этого понимать, а руководствуются
исключительно категорией: рентабельно/нерентабельно", – говорит Алексей
Писцов.
"По закону все участки на любое строительство утверждают чиновники. Таков
механизм. Но и КГА, и КУГИ, и энергетики получили ясное указание губернатора по
реализации программы. Если под землей проходят трубы – здесь ничего не
поделаешь, надо искать другое место. Я уверен, вы понимаете почему. Оставить без
воды или тепла город мы не можем", – констатирует Сергей Федоров.
Вот как комментирует ситуацию с программой шаговой доступности председатель
Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Алексей Третьяков: "В районах всегда имеются стратегические инвесторы районного
масштаба, после которых места для малого бизнеса уже не остается. Судя по всему,
районным главам ни президент страны, ни губернатор не указ. Программа магазинов
шаговой доступности – не выход, потому что создана по двум критериям: "не
навреди сетевику" и "торгуй там, где глава района позволит". Значит –
ограниченный ассортимент, окраинная глухомань и прочие неудобья, которые даже
при арендных скидках сделают работу малоэффективной. Плюс –
монополисты-электрики. Да и в целом несколько десятков таких магазинов вряд ли
исправят конкурентную среду и смогут принять более 30 тыс. предпринимателей,
изгнанных с остановок, из метро и 600 разоренных торговых зон. Главы районных
администраций наделены огромной властью, совершенно не уравновешенной ни
ответственностью, ни мотивацией".
В Москве другая ситуация – в столице более 5 тыс. магазинов шаговой
доступности, и за ними городскими властями закреплена социальная функция –
обслуживать льготников. Власти столицы к предприятиям шаговой доступности
отнесли не только небольшие продуктовые магазины площадью 150 м2, но и
предприятия сферы услуг. В центре Москвы – Центральном административном округе –
304 "народных" магазина (в радиусе 500 м от жилых домов). Там же работают 102
предприятия бытового обслуживания (к ним прикреплены 26 тыс. лиц льготных
категорий) и 20 предприятий социального питания. Площадь Центрального округа –
66 км2, в нем живут 701,1 тыс. москвичей.
На сайте ЦАО можно познакомиться с информацией о проведении конкурса на
размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети для торговли,
общественного питания и оказания бытовых услуг населению. Это лотки площадью не
больше 6 м2. Всего власти округа планируют разместить около 70 таких передвижных
лотков.
Отчитываясь за работу в 2007 году, префект округа Сергей Байдаков отметил,
что 500 м для пожилого или больного человека – не шаговая доступность. В 2005
году у округа появился Общественный совет, цель которого – сформировать
социальный заказ для власти. В совет входят больше 40 человек: деятели культуры,
предприниматели, представители ветеранских обществ и т. д.
"Фактически пятая власть округа родилась в тот момент, когда бизнес начал
интенсивное освоение столичного центра, сметая на своем пути булочные, скверы,
детские площадки и всячески притесняя "жилую" Москву", – написано на сайте
Общественного совета. В результате сформировалась инициативная группа москвичей,
и впервые была озвучена мысль, что общество должно формировать для власти
"социальный заказ", а бизнес должен уметь воплощать этот заказ на конкретной
территории с помощью своих проектов и зарабатывать на этом.