Этические кризисы

СПб. Недостаточное внимание к деловой этике ставит под угрозу крупные сделки и провоцирует возникновение проблем с персоналом.

Дефицит этики ощущается и в стенах вполне респектабельных офисов. Причем зачастую руководители не уделяют этому должного внимания, а в результате обнаруживают потери потенциальных партнеров, клиентов и даже развитие офисной коррупции.
«Отрицать, что во многих организациях есть серьезные проблемы с этикой, причем не только при общении с клиентами и партнерами, но и между сотрудниками, было бы лукавством, - говорит директор одной из петербургских строительных компаний. - Но это всего лишь отражение того, что происходит во всем обществе.
«Не могу согласиться, что уровень этичности бизнеса снижается, - возражает Мария Зайцева, психолог и заместитель генерального директора ООО «Иматон. - Могу предположить, что некоторые нынешние руководители привнесли в бизнес двойные стандарты - декларируемые и реализуемые, разные для внутреннего употребления и для клиентов.
Стресс и напряжение
По ее словам, причиной хамства и небрежности в трудовых отношениях может быть, например, профессиональный стресс. В негативном психологическом состоянии даже вежливые и хорошо воспитанные люди раздражительны, хуже контролируют свое поведение и могут принимать спонтанные некорректные решения, быть грубыми и невнимательными.
В пользу этого говорит и пример, который приводит Владимир Попов, директор Центра делового развития «Василеостровский: «У одного из наших клиентов однажды возник вопрос стоимостью в 1,5 млн рублей. Менеджеры банка уже год ходили вокруг да около: давать кредит на такую сумму или нет. В это время компания-заемщик влезла в долги, заложила оборудование. Приехала со мной встречаться заместитель директора этой компании. На мой вопрос, а почему не приехал сам директор, она ответила: «А он с недавних пор нервный стал, постоянно ругается и спокойно разговаривать уже не может. Как вы думаете, такая ситуация отражается на отношениях с подчиненными, с партнерами? Безусловно, да. Причем негативно.
Когда одна из сторон затягивает принятие важного для бизнеса решения, представитель второй стороны в какой-то момент может просто сорваться, и это поставит под угрозу весть контракт.
Личные качества
Однако Мария Зайцева уверена, что даже стресс и нервное напряжение не могут послужить почвой для возникновения офисной коррупции.
«Скорее причиной может стать неявно поощряемая установка на достижение результата любыми средствами, низкий управленческий контроль, несоблюдение принципа неотвратимости наказания, - уверяет она. - Откаты, взятки и хищения не происходят из-за невежливости в общении. Нарушители - это сотрудники с определенными личностными качествами: с недостаточным внутренним регулятором поведения, своенравные, со слабой волей, низким контролем над желаниями, верящие в удачу.
Все в руках менеджера
Нивелировать воздействие различных неблагоприятных факторов на сотрудников и создать в коллективе доброжелательную атмосферу можно. Лекарством может стать внедрение системы профилактики стресса.
Не помешает и четкое доведение до сотрудников необходимости обязательного соблюдения норм вежливости и поведения в данной компании. «Взрослый человек способен следовать принятым стандартам и быть вежливым и тактичным, - заключает Мария Зайцева.
Истошные вопли не самый лучший способ донести до сотрудников какую-то мысль, даже самую здравую.
фото: photoxpress