Просто и от души

В небольшой грузинский ресторанчик «Сакартвело» любят ходить люди разные - и искушенные рестораторы, и менеджеры среднего звена. Ходят туда «на еду» и «на хозяйку», наверное, в равной мере.

Майя Боджгуа - персонаж уникальный. Она знает всех постоянных гостей по именам (а постоянным становишься уже со второго раза). Расцеловывает на прощанье и передает гостинцы детям. Ей хочется излить душу, рассказать о проблемах и попросить совета. Впрочем, часть проблем наверняка растает при появлении на столе сияющего хачапури.
- Это хачапури менгрельское, мое любимое, я его называла в детстве «солнышко. Мама его несет, оно круглое такое, и много-много сыра! Его берешь, сыр тянется, хорошо! Я люблю, чтоб ели правильно, как положено. Когда манты ножом режут, я говорю: «Что вы делаете, не кушайте так! Берете за эту пимпочку, и - в черный перец, потом в рот. Если резать, ведь весь бульон вытечет! Люблю, когда кушают руками, чем проще - тем лучше!
Я с 17 лет в Петербурге, училась в ЛИИЖТе, сама из Сенаки, Западная Грузия. Всегда любила готовить, дома всех кормила. Дети выросли, хотелось чем-то заняться. Когда я начинала, я не думала о том, что заработаю много денег. Хотелось, чтоб человек зашел, попробовал - «ох, как вкусно, я еще вернусь!
Предложили место, небольшое совсем помещение на ул. Лизы Чайкиной (оттуда ресторан в прошлом году переехал на Васильевский. - Ред.) Долго искала повара, такого, чтобы наши вкусы совпали. Она из Кахетии, очень хороший человек. Еда в «Сакартвело домашняя, как моя мама готовила, как я сама готовлю. Мама моя очень вкусно готовит, она жива, слава богу. У нас часто бывали гости, отец был музыкант, все собирались за столом и пели, и мама тоже.
l Ресторану 4 года, как удается поддерживать уровень?
Я очень сильно стараюсь, слежу, чтоб все было как положено. Меня спрашивают: «А что в сациви ты добавляешь - сметану? Ничего не добавляю - только орехи. Или один человек говорит: «Зачем так баклажаны делаешь? Заворачивай в трубочку, сэкономишь орехи. Я говорю - это вы там у себя в Москве орехи экономьте. Меня когда спрашивают, что у вас вкусно, я говорю: вот харчо безумно вкусное, и вот это вкусно, и это. Получается, что я нахваливаю, неудобно делается, но все потом хвалят. Я каждый день сама все пробую. Клянусь, сама покупаю все - овощи, мясо, зелень. Каждое утро встаю и иду на рынок. С хорошей бараниной может быть сложно, например, но я хотя бы знаю, что это свежая баранина.
Вы теперь будете здесь, в «Сакартвело на Невском? А как же место на Васильевском?
Здесь рулить будет моя дочка Софико. Я уверена в своей Софико, она же среди этого выросла, видит, сколько я удовольствия от своей работы получаю. Побуду здесь месяц, за всем прослежу. И потом, конечно, помогать буду, я не позволю, чтоб здесь было хуже, чем в том «Сакартвело. Но я должна быть в одном месте, чтоб люди знали, что там Майя.
Тяжело все на своих плечах тащить?
Устаю, конечно, но моя усталость - это приятная усталость. Для меня важно не денег заработать, а найти свое место в жизни. Чтобы человек сказал: «Спасибо, что ты есть, Майя! За эти слова я готова пахать. Знаешь, я хочу всем людям спасибо сказать. Я никогда не забуду тот месяц, когда была антигрузинская кампания. Я каждый день плакала - как меня поддерживали люди! Они оставляли телефоны - «звони, если что, просто заглядывали - даже не покушать, а спросить, как дела. Я была безумно счастлива от этого!
Майя Боджгуа: «Один человек говорит мне: «Зачем так баклажаны делаешь? Заворачивай в трубочку, сэкономишь орехи. Я говорю - это вы там у себя в Москве орехи экономьте.
ФОТО: Антонины Байгушевой