12:0920 февраля 200812:09
6просмотров
12:0920 февраля 2008
<o:p></o:p>"Сейчас самое правильное время для выхода на IPO, - считает Вил Эндрич, независимый директор Группы "ПИК", поделившийся опытом с участниками <a href="http://ipoconf.com/ru/agenda.php">конференции</a> Лондонской фондовой биржи "<span style="" lang="EN-US">IPO</span> как способ финансирования девелоперских проектов". - Когда газеты пестрят объявлениями об успешных IPO – это неудачное время".
<span style="font-weight: bold;">Группа "ПИК"</span> в прошлом году провела самое крупное IPO в Европе. Привлечено $1,9 млрд инвестиций. Группа является лидером на рынке недвижимости в России (в том числе, реализует <a href="http://dp.ru/nnovgorod/news/estate/2007/09/10/236817/">проекты в Нижнем Новгороде</a>). С 1994 года всего сдано 6,5 млн м2 площадей.
<span style="font-weight: bold;">"Выход на IPO можно сравнить</span> с яхтой в открытом море, - говорит Вил Эндрич. - Если вы поменяете курс всего на один градус, то можете оказаться в десятках километров от того места, где планировали пристать. У компании должна быть история успешных проектов, сильные управленцы, международная отчетность, должна быть налажена работа с инвесторами.
<span style="font-weight: bold;">Процесс подготовки</span> к выходу на IPO состоит из четырех этапов. Первый - подготовка инвестиционной истории. Второй - выбор инвестбанков. Банки предлагают разную клиентскую базу, выбор которой могут определить успех или поражение IPO. Третий – оценка компании (в 2005 году Группа "ПИК имела капитализацию в $1 млрд, в 2007 году – $12,3 млрд). Четвертый – координация IPO.
<span style="font-weight: bold;">Есть мнение</span>, что надо отдать IPO на откуп банкирам. Я сторонник другого мнения. Но надо иметь в виду, что, вмешиваясь в процесс IPO, вы берете на себя колоссальную ответственность. С другой стороны, "если вы посадите банкира за руль своего автомобиля, это будет самая дорогая поездка в вашей жизни".
<span style="font-weight: bold;">Надо помнить</span>, что инвесторы – люди, которым надо заработать. Значит, необходимо выполнять все заявленные планы (в случае ГК "ПИК" рост объектов строительства превысил планы на 9,3%).
<span style="font-weight: bold;">Публичный рынок</span> требует краткосрочных результатов – руководство компании оказывается под давлением: нужно соблюсти баланс между краткосрочными результатами и долгосрочной стратегией. Это можно сравнить с вождением автомобиля – нужно видеть, что происходит вдали и успевать объезжать ямы. <span style="font-weight: bold;"></span>
<span style="font-weight: bold;">Важно понимать</span>, что происходит – нужна хорошая аналитика и финансовая отчетность. С инвесторами надо разговаривать языком результатов".
<span style="font-weight: bold;">Вице-президент Morgan Stanley Томас Дукала</span> считает, что IPO – одна из вех развития компании, но не самоцель.
<span style="font-weight: bold;">"Подготовка IPO</span> занимает много времени – от 1 года до 1,5 лет – и включает не только оформление документов, но и наращивание активов, совершенствование корпоративного управления и др. Мы, в Morgan Stanley, видим в России несколько кандидатов на успешное IPO. Компании-кандидаты должны быть специализированными – должны работать в качестве девелоперских или инвестиционных компаний.
<span style="font-weight: bold;">Яркий пример</span> успешного IPO – Группа "ПИК". Группа строит, управляет недвижимостью и иногда выступает в качестве инвестора.
<span style="font-weight: bold;">Инвесторы хотят знать</span>, в какую компанию будут вкладываться. Кандидат должен предложить инвесторам что-то уникальное. Компания должна иметь высокое качество управления, хорошую историю, портфель активов, который инвесторы хотят четко видеть. Имеет значение размер и ликвидность компании (имеет смысл перед IPO провести слияние с еще каким-либо бизнесом). Нужно сформулировать такое предложение, которое убедит инвесторов в прибыльности вашей компании.