"Газпром": совет да любовь

Вчера акционеры "Газпрома" выдвинули список кандидатов в совет директоров компании. На 11 мест 19 претендентов. Первого вице-премьера Дмитрия Медведева, действующего члена совета и его председателя, среди них нет. Зато премьер Виктор Зубков, до сих пор к "Газпрому" отношения не имевший, – есть.

<b>И есть основание полагать</b>, что сразу две версии, долго будоражившие российский истеблишмент, приказали долго жить. Первая: "Газпром" возглавит Путин. Вторая: кто-то совместит две должности – председателя совета директоров "Газпрома" и премьера России. Жаль. Как бы изменилась риторика на переговорах с той же Украиной: ведь если до сих пор был "Газпром" – участник рынка, по сути, обычная компания, так что ничего личного, просто бизнес", то стал бы "Газпром", за которым само государство, и интересы преследующий государственные".
<b>Но на самом деле </b>все гораздо интереснее. Собрание акционеров, где утвердят состав совета директоров, назначено на 27 июня, когда пройдут все те предвыборные страсти, отголоски которых чуть слышно доносятся сейчас. Воцарятся покой и благоденствие, и государство продолжит неспешно отстраиваться и самосовершенствоваться.
<b>Сразу после опубликования</b> списка кандидатов появились первые прогнозы: Зубков в нем – неспроста, вот он, будущий глава монополии. Оспаривать такую перспективу почему-то кажется бессмысленным. Нынешний президент, кем бы он ни остался на политической карте, получает лично преданного и пользующегося абсолютным доверием "наместника" в этой структуре, которая, в свою очередь, оказывается надежно пристроенной, а главное – контролируемой. Впрочем, это на поверхности.
<b>Под спудом </b>не исключено вот что. В стране победившей вертикали идет медленная систематизация управления: и далеко не только государственными органами. Пирамида, взлелеянная и оберегаемая, в принципе ясна и прозрачна до некоего, самого верхнего уровня. Настало время привести ее в полный порядок. Последние годы в России шла реприватизация, более или менее успешно контролируемая, однако теперь наступает время безоговорочного успеха по всем фронтам.
<b>Госкорпорации </b><b>уже есть</b>, причем они обладают у нас неким специальным статусом, не регулируемым Гражданским кодексом, а только отдельными законами. Между прочим, они – некоммерческие организации, но это и неважно. Бизнес в другом. Ростехнологии, Росатом, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Российский Банк развития, Роснанотех, Олимпстрой становятся органами, инструментами управления и регулирования экономикой. Они набирают себе в управление громадные активы отраслевых и межотраслевых компаний, госхолдингов, и все это можно назвать госкапитализмом, еще чем-то, но, так или иначе, это лишь форма. Содержание формируется у нас на глазах: безумно интересно.