11:3021 января 200811:30
1просмотров
11:3021 января 2008
Федеральная антимонопольная служба начала новое массовое расследование в банковском секторе. Ведомство интересует, уведомляют ли банки своих клиентов о предстоящем изменении расценок на операции по счетам.
<b>Эксперты считают</b>, что, если сложившаяся практика оповещения будет признана недостаточно эффективной, банкиров могут обязать рассылать каждому клиенту уведомление по почте. В этом случае каждое изменение тарифов будет стоить им миллионы рублей, сообщает газета "<a href="http://www.kommersant.ru/" target=_blank>Коммерсант</a>".
<b>Запрос Федеральной антимонопольной службы</b> (ФАС) банкиры получили в конце декабря - начале января. До 25 февраля банкам необходимо предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
<b>В первую очередь регулятора интересует</b>, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов. Одновременно ФАС спрашивает, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов: всегда ли, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка). Как пояснил "Ъ" заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, "запросы отправлены в 102 крупнейших федеральных и региональных банка, а сам опрос проводится по жалобе физлица для изучения ситуации".
<b>До последнего времени антимонопольные</b> органы концентрировали внимание на условиях кредитования граждан и рекламе кредитных продуктов. Однако на этот раз условия кредитования в опросник не попали. По словам начальника отдела рынка банковских услуг ФАС Ольги Сергеевой, гражданину, пожаловавшемуся в антимонопольную службу, не понравилось, что сразу несколько банков не согласились зафиксировать в договоре счета окончательные тарифы на его обслуживание.
<b>"Сама по себе возможность банка</b> в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна, - указывает госпожа Сергеева. - Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить". <br>Сами банкиры указывают, что практика одностороннего изменения тарифов на операции по счету является общеупотребительной. "Такое право прописывают в договорах банковского счета практически все банки", - заявили "Ъ" в Собинбанке. Однако уведомляют клиентов все по-разному.
<b>"Реализация права изменения банком</b> тарифов в одностороннем порядке в нашем банке возможна только после предварительного уведомления клиента за 30 дней до вступления в действие новых тарифов, - говорит начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов. - Форматы уведомлений используются самые разные: сайт, e-mail, SMS, объявления в офисе банка, рассылка по почте".
<b>По словам клиентов банков</b>, наиболее часто используемый способ уведомления - размещение объявления на стенде в офисе банка. Как рассказал "Ъ" один частный предприниматель, пожелавший остаться неназванным, открыв счет в Нацпромбанке, он за короткое время дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. "Сначала банк посчитал нужным изменить тариф на перевод средств со счета с фиксированных 20 руб. до 2% от суммы перевода, затем ввел новый вид тарифа -- за малое количество операций по счету (500 руб., если ежемесячный объем операций меньше 500 тыс. руб.)", - рассказал предприниматель. Однако узнал он об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны со счета. "За десять дней до вступления в силу изменений банк разместил объявление в своем офисе, - говорит клиент.-- Но у меня не было необходимости так часто посещать банк, чтобы заметить это объявление".
<br><b>Если в результате проводимого</b> опроса ФАС выявит, что российские банки недостаточно эффективно уведомляют своих клиентов об изменении тарифа и тому нет веских объективных причин, следствием могут стать санкции в отношении участников рынка. "Не хочу никого пугать, но чисто теоретически банки могут осуществлять согласованные действия с целью навязывания невыгодных условий, - рассуждает Ольга Сергеева. - Статья 11 закона о защите конкуренции это запрещает". Как правило, в этом случае банку выносят предупреждение или налагают на него штраф.
<b>Однако обычно тарифы на операции</b> по счету банки меняют именно в массовом порядке. "Без всяких на то рыночных причин, только желая заработать, повысить тарифы банк не может - он потеряет клиентов, - говорит старший вице-президент Связь-банка Дмитрий Гайсенок.-- Поэтому банки повышают тарифы только при наличии общих рыночных изменений и, как следствие, в массовом порядке".
<b>Критерии эффективности уведомления</b> клиентов о смене тарифов ФАС только предстоит выработать. "Рассуждая абстрактно, уведомление за 60 дней, опубликованное на сайте банка в интернете, наверное, достаточно эффективно, а за две недели и только путем размещения объявления в офисе - уже вопрос",-- пояснила госпожа Сергеева. В качестве ориентира она привела опыт итальянского антимонопольного ведомства. В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике.
<b>По мнению экспертов,</b> если ФАС признает итальянский опыт заслуживающим внедрения в России, то отечественным банкам в случае изменения тарифов придется существенно увеличить свои расходы. Сейчас самый эффективный способ уведомления - рассылку по почте - банкиры, по их собственному признанию, используют редко или не используют вовсе. "Одно письмо стоит порядка 15-20 руб., а если учесть, что только клиентов-физлиц у крупных банков сотни тысяч, то банку их уведомление по почте обойдется очень дорого", - указывает представитель крупного федерального банка.