Судебные споры зазвучат медиаторами

Разрешение конфликтных ситуаций не в судебном, а в «полюбовном» порядке, с помощью особых посредников - медиаторов, в ближайшее время может стать обязательным в отдельных случаях.

В конце прошлого года глава Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов заявил о том, что судьи судов первой инстанции должны получить право выносить решение о назначении примирительной процедуры (например, обращение к медиаторам), если считают, что она более эффективна, чем судебный процесс (сейчас судьи вправе ее лишь рекомендовать). По оценке главы ВАС, такая мера должна способствовать «разгрузке судебной системы.
Американский опыт
По словам Антона Иванова, сделать процедуру обращения конфликтующих сторон к медиаторам обязательной в отдельных случаях поможет внесение поправок в законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации). Документ был вынесен на рассмотрение депутатов Госдумы еще в конце 2007 г. и, скорее всего, будет рассмотрен уже в весеннюю сессию. Пока глава Высшего арбитражного суда не сообщил о том, когда могут быть разработаны соответствующие поправки. Яна Устинова, член Межрегионального общественного движения «Конфликтологический форум, действующий медиатор-посредник, осторожно оценивает перспективы принудительной медиации в России. «Практика, когда судья обязательно рекомендует сторонам обратиться к медиатору, существует в некоторых штатах США, и она достаточно эффективна, - уверена она. - Стороны получают шанс урегулировать конфликт иначе и, возможно, получить более приемлемое разрешение конфликта. Насколько это приживется в России, в наших экономических условиях, судить трудно. Но если решение будет принято, оно приведет к увеличению числа медиаторских консультаций.
Российские ноу-хау
По данным «ДП, в настоящее время в Петербурге насчитывается около 20 медиаторских консультаций (по одной на каждый городской район), уполномоченных государством работать с гражданами, которым грозит лишение родительских прав, и с теми, кто хотел бы установить опеку или попечительство над родственником. Помимо этого в городе есть еще около двух десятков частных конфликтологических консультаций и практикующих медиаторов (Национальная конфликтологическая служба, Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий и т.д.). К их услугам обращаются люди, например, не состоящие в браке, но имеющие имущественные претензии друг к другу, родственники, конфликтующие из-за наследства, разгневанные соседи и др.
«Модель медиации, сложившаяся в России, отличается от классической западной. Там это естественная процедура, как хождение в супермаркет. У нас люди, как правило, настроены скептически и идут к медиатору в самую последнюю очередь, надеясь на медиацию как на чудо, - рассказывает Яна Устинова. - У медиатора не всегда есть помещение, поэтому иногда медиация происходит в буквальном смысле на бегу. По оценке Александра Карпенко, директора Центра развития переговорного процесса и мирных стратегий, несмотря на страх горожан перед обращением к медиаторам, спрос на их услуги растет. «В настоящее время количество медиаторских консультаций исчисляется лишь десятками, в то время как город нуждается минимум в 300 таких организациях, - уверен он.
Практика, когда судья обязательно рекомендует сторонам обратиться к медиатору, существует в некоторых штатах США, и она достаточно эффективна. Насколько это приживется в России, в наших экономических условиях, судить трудно.
l Новая законодательная инициатива Высшего арбитражного суда РФ призвана заставить даже самых ярых спорщиков заключить своих противников в дружеские объятия без судебного вмешательства .
фото: Photoxpress