06:2128 декабря 200706:21
1просмотров
06:2128 декабря 2007
11 ноября "Зенит" стал чемпионом. Для самого главного события года эта фраза самодостаточна. Тем не менее, стараясь сильно не утомлять, попытаюсь суммировать составляющие этой исторической победы.
<b>Деньги решают не все</b>. В футболе тем более. Но в день "Газпром" тратит (если суммировать все расходы на трансферы, зарплаты, годовой бюджет, инвестиции в стадион и т. д.) на наш клуб около $ 300 тыс. Это не просто большая сумма, это очень большая сумма! Для сравнения, Роман Абрамович тратит на лондонский Chelsea около $ 1 млн в день. При этом Chelsea считается одним из самых высокодоходных предприятий своей отрасли. Будет ли "Зенит" таким в обозримом будущем - вопрос риторический.
<b>Нас тренирует</b> самый высокооплачиваемый тренер мира. Им Дик Адвокаат стал, когда собрался уехать из "Зенита" тренировать сборную Австралии. Самым высокооплачиваемым российским футболистом Андрей Аршавин стал, когда пригрозил уйти в "Спартак". Мы покупаем за 20 млн евро украинца Анатолия Тимощука (для полузащитника его амплуа это мировой рекорд).
<b>Сам "Зенит"</b> свой бюджет не раскрывает. Злые языки утверждают, что его просто нет - сколько надо, столько и дадим!
<b>В свое время</b> в городе была популярна байка, что глава "Газпрома" Алексей Миллер такой яростный фанат, что соглашается с любыми затратами на клуб. Вспомним также, что VIP-клуб болельщиков "Зенита", куда, понятно, входят многие члены Правительства РФ, лично возглавляет преемник национального лидера.
<b>Чемпионский сезон</b>, наконец, ответил на вопрос о бескорыстии фаната Миллера. Клуб долги акционеру отдает. Причем ударными темпами.
<b>Смотрите, какая ситуация.</b> "Газпром" - крупнейший налогоплательщик города, владелец "Зенита", сделал его чемпионом, строит команде чудо-стадион японской архитектурной звезды. И вообще, делает еще тысячу добрых дел для города. А 5 млн болельщиков его за все это не любят.
<b>Изменить ситуацию</b> и призван "Зенит". В начале года монополист пытается поправить свой имидж с помощью рекламной кампании "Я болею за "Зенит". Приезжему это показалось бы верхом абсурда. В городе с единственным и безумно любимым футбольным клубом чуть ли не каждая рекламная поверхность убеждала людей болеть. Все вопросы снимал маленький "шильдик" сверху - "газпромовская" зажигалка. Сейчас "Зенит" и один из самых преданных его болельщиков актер Сергей Мигицко пытаются поправить еще один имиджевый провал монополиста - "Газпром-Сити". Подозреваю, что это не последняя рекламная кампания с "Зенитом" в главной роли.
<b>Рекламодателю надо спешить</b>. Впереди Кубок UEFA, Лига чемпионов, игры со "Спартаком"... Наконец, самое главное - "Зениту" надо подтвердить свой чемпионский статус в 2008 году. Положительный результат во всех обозначенных (и не только) играх и турнирах далеко не самый очевидный вариант.
<b>В случае неудачи </b>народное недовольство автоматически будет проецироваться на владельца клуба. Первая "волна" может наступить уже в феврале будущего года после 1/16 Кубка UEFA. Настоящая катастрофа для "Газпрома" произойдет, если в ноябре 2008 года мы не станем чемпионами. Тут уж ему припомнят всё!
<b>Сказанное вовсе </b>не означает, что инвестировать в "Зенит", тем более много, не надо. Добиться успеха в чемпионате России по футболу среди монополий можно только имея серьезный бюджет.
<b>Разумны ли инвестиции </b>"Газпрома" в "Зенит"? Если стали чемпионами, причем всего на второй сезон, когда мы принадлежим монополии, наверное, да.
<b>Просто методы,</b> которыми добивается своего всеядный монополист, неразумны. Мне, как болельщику, чей клуб был чемпионом один раз, и то в 84-м, все равно, через 23 года мы снова стали бы чемпионами или, например, через 24. А вот какой ценой мы стали чемпионами и что будет потом - мне очень даже важно.
<b>С помощью</b> "лошадиной" денежной инъекции можно победить один сезон, ну - два. На дальних дистанциях серьезные футбольные клубы играют по скучным правилам бизнеса.
<em>Роман Овчинников<br></em>