Бренд Петербурга по гамбургским лекалам

Русско-немецкое брендинговое агентство Damm und Lindlar приступило к разработке бренда Петербурга. По мнению маркетологов, город не пользуется популярностью у туристов (здорово отстает по посещаемости от Лондона и Парижа) не только из-за общей неразвитости туристической индустрии, но из-за отсутствия у людей четких представлений о нем.

Глазами и носами
Немецкие маркетологи считают, что при создании бренда можно всерьез опираться только на органы чувств - а не на историю, архитектуру и биографии великих людей. Для того чтобы выяснить, какие ассоциации возникают у петербуржцев в тех или иных городских условиях, в Смольном были собраны несколько фокус-групп из психологов, маркетологов, бизнесменов. Среди участников оказался и корреспондент «ДП.
Исследователи поделили Петербург на «вечерний и весенний, «ночной и летний, «дневной зимний и «утренний осенний, а вопросы все были одинаковые: цвет, звук, действие, место и персонаж. И заработала фантазия, и замелькали в голосе ассоциации, и выяснилось, что лучше всего представляется образ ночного города в период белых ночей, зато с остальным куда как сложнее. В самом деле, вечером (даже весенним) не только кошки, но и девушки все серы, попробуй придумай им определенный цвет. А утром осенью, когда моросит дождь, вообще не хочется просыпаться, а тем более - совершать какие-то действия, ловить запахи и наблюдать персонажей. Все же через полчаса кое-какие итоги - неожиданные, но красивые, были подведены.
Зимний Петербург связан с черно-белой гаммой (асфальт и снег), скрипом снега под ногами и шумом моторов, его основные персонажи - это парочки. Весенний и при этом вечерний - с нежно-салатовым цветом, щебетом птиц, деловыми партнерами на террасе открытых ресторанов. Осеннее утро - это шум улиц в светло-голубых и серых тонах и деловая публика, например, в Гавани. А летние ночи - это, разумеется, мосты, шелест волн, встреча с чудом - это основное «действие, которого можно ожидать в такие часы, а главные персонажи этих дней - неравнодушные люди. Кроме того, все это окрашено в «сиренево-опаловый цвет в серебристой оправе.
Так что очень вероятно, что через полгода мы сможем лицезреть в европейских городах плакаты, призывающие туристов в Петербург. Они будут выполнены в серебристых тонах (как раз в Петербург придет лето), и изображены там будут добрые отзывчивые петербуржцы на фоне разводных мостов.
Организаторы были довольны, правда, сами участники перешептывались, что опрос совершенно не учитывает целевую аудиторию - потенциальных гостей города. Для деловых людей цветовая гамма Петербурга вряд ли имеет значение, так же как для студентов - шум листвы и пение птиц: их-то интересуют концерты и карнавалы. Представители бюро тут же заявили, что сделали ставку как раз на тот город, который одинаков для всех. Школьники и участники экономического форума практически одинаково оценивают красоты белых ночей.
Как рассказали «ДП в Комитете по внешним связям, в Европе имидж Петербурга раскручивают очень активно: над этим трудятся талантливые творческие коллективы, и работа не прекращается ни на месяц. Одна из последних находок - рекламный щит с белым медведем на фоне призрачных петербургских красот - и вопрос зрителю: «Неужели это все, что вы знаете о Петербурге?
Почти братья
Компания Damm und Lindlar хорошо зарекомендовала себя в период торжеств в честь 50-летия партнерства Петербурга и Гамбурга. Давно подмечено, что эти города похожи как братья-близнецы. Damm und Lindlar был организатором сравнительной фотовыставки гамбургских и петербургских фотографий, разделенных по темам: «Небо, «Вода, «Улицы, «Поверхности, «Входы в здания, «Малые архитектурные формы (ларьки и туалеты), «Мосты, «Жители, «Молодежь и т. д. Весной снимки были представлены в Михайловском театре.
Как пояснила генеральный директор бюро Ульрике Дамм, Петербург и Гамбург похожи еще и тем, что строились они явно не для туристов и их интересы тут учитываются явно не в первую очередь. В частности, очень странно выглядят некоторые музеи - немецкие, например, внешне похожи на заводы или станции метро, а российские, кроме самых известных, располагаются чуть ли не в подвалах. Или затянуты «маскировочной сеткой, как музей Анны Ахматовой. Например, вход в музей Достоевского - это три ступеньки вниз и простая железная дверь. «И это все посвящено человеку, перед которым я преклоняюсь, - удивлялась Ульрике.
Объяснить иностранцам, что именно чувствуют петербуржцы, влюбленные в родной город, - эта задача требует от маркетологов недюжинных творческих усилий.