«Жан-Жак»: ин вино веритас

Есть заведения общественного питания, в которых главное не еда, сервис или интерьер, а атмосфера. «Жан-Жак Руссо», в просторечии просто «Жан-Жак», из их числа. Отцом «Жан-Жака» является широко известный в узких кругах Митя Борисов. Именно Митя, по-другому этого ресторатора (который любит уточнять, что никакой он не ресторатор, а продюсер) никто не именует. В 1998-м он был из идеологов легендарного московского «Проекта О.Г.И.» - заведения, в котором читали стихи, пили водку и практически жил Глеб Павловский. Со времен «О.Г.И.» Митя успел построить в столице с десяток разных заведений, которые объединяет отнюдь не общий бренд, а аура. Мне приходилось присутствовать во время протокольного посещения одной из Митиных «распивочных» утонченной французской делегацией. Незадолго до прибытия гостей ресторатор только сосредоточенно икал. Французы вошли во двор этого московского переулка с некоторым недоверием, но уже через 10 минут сидели в юрте, закусывали водку салом и были абсолютно счастливы. «Жан-Жак» - единственный сетевой проект Борисова. Он есть в Москве, есть в Ереване, а в Питере до недавнего времени присутствовал только в тихом переулке Петроградки. Но теперь наконец-то появился настоящий круглосуточный «Жан-Жак» на оживленной улице в сотне метров от Невского.

Хмурый небритый человек на входе не сказал даже «Здравствуйте, но поведал, что с открытия прошло четыре дня. Внешне новый «Жан-Жак ничем не отличается от своих старших товарищей: бордовые деревянные стены, большие грифельные доски над барной стойкой с названиями блюд и много-много пустых бутылок на полках. Полных в продаже не было (алкоголь здесь обещан с 22 декабря), однако правильный звуковой фон создавал праздник в маленьком зале. Видимо, чтобы не настраивать гостей на легкомысленный лад, свет был включен слишком ярко, из-за чего заведение походило на бистро, а не на винный бар. Столики заняты были почти все, кто-то уперся взглядом в лэптоп, какой-то иностранный дедушка счастливо улыбался и что-то рисовал на скатерти вместе со своим внуком в футболке с надписью Why am I a genius? Подобное творчество тут поощряется: всю площадь стола занимают листы белой бумаги, а в стаканчики воткнуты карандаши «Конструктор. Единственный комплимент для посетителя - бутылка 0,7 зеленого стекла, в которую здесь наливают воду. Мелочь, но приятно: в Петербурге, в отличие от остальных европейских столиц, почти никто не наливает посетителям стакан бесплатного Н2О. «Жан-Жак настраивает посетителя на демократичный лад, но, если присмотреться, тут не так уж дешево. Большие надписи мелом кричат о скидках (у бара и днем по будням) и предлагают попробовать фуа-гра с лесными ягодами, которая здесь дороже, чем в куда более пафосном «Частном ресторане. Порции в «Жан-Жаке небольшие, и на самом деле местная кухня сделана именно под вино. Без него салат «Ландез с апельсинами, каштанами, клубникой и ломтиками копченой утки казался суховатым (и почему-то не было ни капельки обещанного малинового соуса!), ставший необычайно модным благодаря крысиному мультику рататуй - наперченным, а стейк из тунца в черно-белом соусе (половина его закрашена чернилами каракатицы) - напротив, несколько пресным. И даже на крем-брюле только имитация знаменитой золотистой корочки, которую так любила разбивать Амели, внутри же десерт местами был почти холодным. Несмотря на все это, когда официантка, не замечавшая несколько минут пустую тарелку, подбегает к столу с улыбкой и смущенным «Немножко забегалась, сразу прощаешь все огрехи. По залу бегают дети, скатерть летит со стола, стакан вдребезги, «гениальный внук заливается слезами, его целуют, одевают в полосатый свитер и провожают под ручку с дедушкой. Сюда хочется возвращаться.
Адрес: ул. Марата, 10.
Средний чек - 900 рублей (без вина).
Кто-то уперся взглядом в лэптоп, какой-то иностранный дедушка счастливо улыбался и что-то рисовал на скатерти вместе со своим внуком