Сыграть на бирже против эмоций

СПб. Александр Элдер десятки лет назад сбежал из Советского Союза. В США он заработал состояние на том, за что на родине мог сесть в тюрьму.

Медик по образованию, Александр Элдер родился в СССР. С 1974 г. живет в США. Работал психиатром в Нью-Йорке и преподавал в Колумбийском университете. Недавно он приезжал в родной Петербург, чтобы провести семинар. В ответ на частый вопрос «Как знаменитый трейдер относится к спекуляции? он вспомнил этимологию этого слова, восходящую к латинскому speculare - смотреть, размышлять. Именно фондовый рынок позволяет заработать тем, кто видит чуть дальше остальных. Своими взглядами на торговлю Александр Элдер, написавший популярную книгу «Как играть и выигрывать на бирже?, поделился в эксклюзивном интервью «ДП.
- В своей книге Вы описываете поведение людей, пытающихся найти своеобразного гуру, который бы мог указать им, какие сделки совершать, когда покупать и когда продавать. Делаете ли Вы сами прогнозы?
- Как будто я знаю ответы на эти вопросы! Люди хотят, чтобы кто-то освободил их от ответственности за принимаемые решения и от необходимости думать. Для того чтобы давать прогнозы, ими нужно торговать. Причем давать их как можно больше - тогда большее число прогнозов сбудется. Есть такая американская поговорка: «Если зарабатываешь на жизнь прогнозами, делай их как можно больше. Иногда люди просто спрашивают мое мнение, я его высказываю. Но это не делает из меня гуру.
- Занимаясь торговлей, необходимо оставлять эмоции в стороне. Однако это легче сказать, чем сделать. Как Вы с этим справляетесь?
- Я составляю письменные планы своих сделок: где я войду в рынок и где выйду, при каких условиях. Я стараюсь разделить в своей торговле функции планирующего и исполнителя. Когда я прихожу на работу, я хочу быть клерком и действовать по бумажке. Мы забываем, что делали вчера или неделю назад. Делайте хорошие записи, чтобы учиться на своих ошибках.
- За то время, что Вы торгуете на бирже, что-нибудь изменилось в поведении игроков?
- Нет. Психология игроков никогда не меняется. Это, кстати, прекрасно, потому что это позволяет рынкам продолжать существовать. Психология уходит корнями в личность человека. Люди с разным цветом кожи торгуют в России, Америке, Китае, говорят на разных языках, но когда им прищемляют пальцы, все кричат одинаково.
- В чем Вы видите различия американского и российского рынков акций?
- Разница между нашими рынками заметна, как нос на лице. Российский рынок более эмоционален, поэтому лучше подвергается техническому анализу. На более профессиональном американском рынке участвует почти половина населения, и уровень финансовой грамотности там выше. На Западе гораздо больше умных людей, которые сидят с компьютерами и отслеживают каждую копейку, а здесь - взял и пошел. Люди оставляют свои следы на графике. И эти следы знающий следопыт может отслеживать. Местный рынок очень хорошо поддается анализу.
- Как Вы оцениваете проблему ипотечного кризиса в США?
- Ипотечный кризис в США еще не закончился. Там ипотека очень распространена: в Америке есть всего несколько зданий, которые нельзя купить через ипотеку. У всех есть жилищный кредит: у бедных, богатых и среднего класса. Последние несколько лет в Америке было очень хорошее финансовое положение.
В результате учетная ставка сильно снизилась. Банкам было сложнее заработать, поэтому они стали выдавать ипотеку бедным и «цветным, что привело потом к росту неплатежей.
Люди с разным цветом кожи торгуют в России, Америке, Китае, говорят на разных языках, но когда им прищемляют пальцы, все кричат одинаково